Формула жизни — Заря Урала

Формула жизни

Ее ценят и уважают коллеги, любят и одновременно побаиваются ученики, советуются и делятся проблемами их родители, а молодые учителя втайне мечтают быть похожими на нее. Это все о ней, старейшине педагогического корпуса города – Алине Александровне Сергеевой, несущей плоды просвещения юным краснотурьинцам более полувека. Точнее – пятьдесят семь лет.

А начинался ее трудовой путь в далеком 1963 году в поселке Марсяты, куда из Чечено-Ингушской АССР она приехала с мужем, специалистом железной дороги.

Не успев освоиться (прошло всего четыре с половиной года) молодой педагог-математик попадает в сферу интересов Виктора Абрамовича Путилова, директора школы № 3 в поселке Рудничном. В недалеком прошлом фронтовик, энергичный и настойчивый руководитель, он стал настойчиво приглашать молодого специалиста, обещая к тому же квартиру. Совсем не маловажное условие для молодоженов. С тех пор, с февраля 1968 года Алина Александровна Сергеева живет и работает в поселке Рудничном, преподавая самую точную науку.

Был момент на заре ее карьеры, когда стоял извечный вопрос: быть или не быть? Когда Алина уезжала на Урал из Грозного, она была студенткой Чечено-Ингушского государственного педагогического института и перевелась на заочное отделение. Надо было решать: или работать или оканчивать вуз и становиться полнокровным специалистом.

— Сыночку Артуру было всего два месяца, — вспоминает Алина Александровна, — приближался новый год, и я поехала с ним в Грозный. Царствовал хороший декабрьский мороз под минус тридцать, у меня рюкзак за спиной с пеленками, на руках сынишка, и я иду, как во сне или сказке, до станции. До нее от дома было три километра. Успела на поезд, приехала на родину и досрочно окончила институт.

Думала, что после Великой Отечественной войны и испытаний молодости ничто не способно потрясти в этом мире. Оказывается, горько ошибалась. На родную землю дважды приходили войны – в 1994 году и в 1999 году. Каждый год я туда приезжала и поражалась жестокости, беспощадности и вероломству воюющих сторон. Не представляла, что так могут действовать люди одного единого государства.

Время крайне жестко испытывала всех жителей Грозного. Исчезли все магазины, за продуктами надо было ходить на рынок, это далеко. Идешь, а из глазниц разбомбленных домов на тебя смотрят снайперы, и не знаешь, какой может выстрелить. Люди просто являлись мишенями. Многие тогда не выдержали условий, умирали от голода и болезней.

Как выглядели улицы Грозного, не поддается описанию. Но когда вместо родной школы, где училась мама, я, все подруги, моему взору предстала груда кирпича, я прокляла войну и ее предтечу – политику.

Вообще, 90-е годы – самое трудное время для молодого поколения, сужу по своим сыновьям. Они вернулись из армии, устроиться на работу проблематично, ни одежды, ни обуви. Потом они создали семьи и поднимали детей на нищенскую, по сути, зарплату. И ту порой задерживали, к примеру, на той же шахте «Северопесчанская», где работал Дмитрий Михайлович. Другой сын – Роман уехал с супругой в поселок Советский Ханты-Мансийского округа, где работает до сих пор.

— Алина Александровна, а почему вы все же выбрали математику? Неужели она интересней других предметов?

— Я считаю, что математика развивает ум. А это первый враг лености. Для педагога же важно не только учить, но и добиваться результата. Твои ученики должны подниматься выше, чтобы не потеряться в жизни. Развитие было главенствующим фактором в становлении юношества.

Сегодняшняя система образования вызывает у меня вполне определенные сомнения. Особенно это видно по прошествии последних десятилетий.

Хотя ЕГЭ я вполне принимаю, поскольку каждый ученик получает то, что заслужил.

— А какие предметы, на ваш взгляд, самые важные для ребят?

— Русский язык, история, математика и физика. Последняя особенно важна мальчикам.

Математику люблю до сих пор, встречаю какую-нибудь задачку, беру и решаю. Иногда внуку помогаю, который учится в Челябинском институте. Математику я как будто впитала с молоком матери, мама тоже была способна к обучению и развитию. Наука давалась легко. Учась в старших классах, я могла вести уроки вместо отсутствующего педагога. Занималась с одноклассниками и после уроков.

Вспоминаю свой первый выпуск в 1967 году. Из него сразу три девочки поступили в Карпинский машиностроительный техникум. Им там сказали после вступительных экзаменов: вернетесь домой, обязательно поклонитесь в ноги вашему преподавателю математики. Было очень приятно слышать такую оценку.

Тот первый марсятский выпуск золотой нитью вплелся в последующую биографию. Не поверите, прошло более полувека, а мы с ребятами до сих пор поддерживаем отношения, даже встречаемся. Я искренне горжусь такой неувядающей традицией.

— Алина Александровна, среди ваших выпускников есть известные в городе люди?

— Конечно. Тамара Борисовна Харченко, работающая на Богословском алюминиевом заводе, моя ученица с 6-го класса. Игорь Евгеньевич Красников из КЛПУ, после школы окончил Киевский авиационный институт. Светлана Васильевна Чепайкина, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ СО «Краснотурьинская городская больница». Анатолий Анатольевич Белый, преподаватель музыкальной школы № 3, врач-ветеринар ветлечебницы Ирина Валерьевна Хафизова, Анна Мелехина из «Ростелекома». В школе № 5 в поселке Воронцовка учителем математики работает Елена Валентиновна Перевалова. Мои выпускники есть и в нашей школе – преподаватели начальных классов Яна Васильевна Кленкова и Ольга Васильевна Жидкова, учитель истории и обществознания Елена Анатольевна Сеченова.

Да невозможно всех перечислить, сколько выпусков уже позади. Вот смотрю на выпускные фотографии: эти сильные ребята, эти средненькие, а эти вообще слабенькие. Но почти все стали достойными гражданами, нашли свое место в обществе и до сих пор благодарны педагогам.

С удовольствием вспоминаю классное руководство – это же калейдоскоп событий и мероприятий! Сбор металлолома и макулатуры, различные соревнования, участие в «Зарнице», походы в лес. До сих пор считаю, что главный залог в развитии детей – это самостоятельная работа, по которой, кстати, начальство оценивает и твой уровень затраченного труда.

Мы еще долго общались с прекрасным собеседником. Сравнивали разные вышедшие из-под ее крыла выпуски, оценивали методики и изменения в отечественном образовании и даже неожиданно нашли общего кумира молодости – гимнастку Людмилу Турищеву, которая была гордостью Чечено-Ингушетии и всего великого Советского Союза.

Расставаясь, я попросил ее написать на доске несколько математических формул. На доске Алина Александровна красивым каллиграфическим почерком вывела расчет расстояния (скорость умножить на время), площадь треугольника и так далее.

И все же главными формулами ее яркой и насыщенной жизни надо признать трудолюбие, постоянное требование от детей самостоятельного мышления, неиссякаемость в поиске и развитии (как своем, так и учеников), преданность избранной профессии.

Не случайно Алина Александровна откровенничает:

— Каждый год думаю: сделаю этот выпуск и пора на отдых. И каждый год снова возвращаюсь в школу, потому что не мыслю себя без любимой профессии.

Наверное, таким и должен быть настоящий Педагог.

Наша справка

Алина Александровна Сергеева родилась 2 января 1943 года. Окончила школу в 1960 году и поступила в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт, который окончила в 1965 году. Начала работать в школе в 1963 году учителем математики.

Муж, Михаил Иванович Сергеев, сын Героя Советского Союза Ивана Федоровича Сергеева. Вместе вырастили троих сыновей, имеют пять внуков  и одного правнука.

Александр Никишов.

Фото автора.

Показать еще

Возможно интересно

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker