«Зеркало, отражающее свое время…» — Заря Урала

«Зеркало, отражающее свое время…»

Ярким культурным событием сентября стало открытие выставки рисунков Эрнста Неизвестного в выставочном зале Краснотурьинского краеведческого музея. Название ее – «Эрнст Неизвестный. Гражданин мира».

Гротескно-метафорическое видение эпохи, присущее стилю гениального скульптора и художника, вызывает большой интерес у посетителей в первую же минуту. Экскурсию проводит сотрудник музея Юрий Бочкарев. Увлеченно, с глубоким знанием темы он представляет Э. Неизвестного как великого гуманиста и талантливого мастера: «Не всегда можно выразить словами суть гармонии мира (или дисгармонии!), как это можно сделать красками». И вот мы видим, как это делал талантливый мастер.

В работах, представленных екатеринбургским музеем Эрнста Неизвестного, отчетливо выражена концепция видения времени через войну и мир, жизнь и смерть. Война для художника стала ключевым моментом в его творчестве. На фронт Э. Неизвестный ушел из родного Свердловска, был тяжело ранен, считался убитым.

В его рисунках мы видим трансформацию человека в крест или распятие.

Несмотря на анатомически-траурный стиль, художник остается гуманистом, гражданином мира в философском смысле. Боль за человека как бы просачивается сквозь изображение на рисунке «Вопль».

На вопрос: можно ли видеть в творчестве Неизвестного пророчество наших дней, отягощенных мировыми катаклизмами, Юрий Бочкарев утвердительно говорит: «Нет, Эрнст Неизвестный не был пророком. Он был активно отражающим свое время зеркалом, как и его друзья Вознесенский и Бродский. Однако можно обнаружить параллели, потому что люди продолжают воевать».

Работы его являются последовательной цепью значительных событий эпохи, в которой он жил.

На стенах зала рисунки расположены соответственно развитию его концепции видения человека в разных трансформациях. Синтез природы, человека и техники проходит через все его творчество. Несколько рисунков вызывают ассоциации с современными фантастическими фильмами, с героями-роботами, но у Э. Неизвестного это глубокое осмысление жизни человека в космосе.

Приковывает внимание и рисунок «Человек-птица». Метафорический синтез всего живого – еще одно ключевое направление в творчестве Неизвестного. Люди-птицы и птицы-люди живут рядом – и вновь гениальное открытие Неизвестного.

О признании таланта художника можно судить по фотографиям, представленным вместе с рисунками. Вот художник рядом с Папой Римским Иоанном Павлом II. Известно, что Ватикан хотел купить у Неизвестного скульптуру «Крест». Но из-за юридических проволочек этого не случилось. Тогда художник подарил Папе свое произведение лично.

А центральным рисунком замечательной выставки назовем «Проходящего сквозь стену». Есть мнение, что это символическое изображение падения Берлинской стены в 1989 году. Но для нас, живущих в XXI веке, потрясающий рисунок мастера звучит как оглушительный аккорд ко всему творчеству замечательного художника Эрнста Неизвестного: «Для великого таланта нет границ!»

Приходите на выставку!

Татьяна МАЛЬЦЕВА.

Показать еще

Возможно интересно

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker