Трио имени Хачатуряна в Краснотурьинске: призыв к энергичным ритмам жизни — Заря Урала

Трио имени Хачатуряна в Краснотурьинске: призыв к энергичным ритмам жизни

Великолепным праздником гениальной музыки Арама Хачатуряна стал завершающий концерт филармонического сезона 2022 – 23 года в Краснотурьинске. Творчество великого композитора, несомненно, можно назвать радостным постижением мира, а уникальное звучание его произведений на сцене городского Дворца культуры вечером 15 мая было ярким тому подтверждением!

В рамках международного фестиваля Свердловской филармонии, посвященного 120-летию со дня рождения композитора, в Краснотурьинск приехали музыканты знаменитого трио имени Хачатуряна: Карэн Шахгалдян (скрипка), Сона Барсегян (фортепиано), Карен Кочарян (виолончель), а также участники концерта Армине Григорян и Михаил Смирнягин.

Ансамбль сложился в 1999 году и назывался – «Arsika», а в 2008 году взял имя выдающегося композитора Арама Хачатуряна. Коллектив– лауреат многих международных конкурсов, выступал с концертами в Европе, США, Центральной и Южной Америке, Канаде, Австралии, Китае, Японии, странах СНГ и, конечно, России, был участником международных фестивалей «Шубертиада» (Швейцария), «Сервантино» (Мексика), фестиваля искусств в Коста-Рике. Ансамбль выпустил девять дисков с  армянской и русской музыкой.

В 2006 году в состав трио вошли известный скрипач Карэн Шахгалдян (выпускник Московской консерватории), пианистка Армине Григорян (профессор Ереванской консерватории, с 2004 года возглавляет Дом-музей Арама Хачатуряна), виолончелист Карен Кочарян (с 2017 года – концертмейстер Шеньчженьского симфонического оркестра).

…Как всегда перед концертом знаменитостей, да еще и в предвкушении эмоций от потрясающей музыки гениального композитора, все собравшиеся в зале испытывают радостное волнение. С приветственными словами к краснотурьинской публике обращается Армине Григорян, объявляя название программы – «Хачатурян известный и неизвестный».

Первым произведением, прозвучавшим со сцены ГДК, была «Токката для фортепиано»– пьеса с армянскими народными мотивами и современными техниками мастерства. Яркое бравурное начало (аллегро маркатиссимо) с виртуозно звучащими аккордами напоминает слушателям о пробуждении природы, призывает к энергичным ритмам жизни. Исполнение пьесы знаменитой пианисткой Армине Григорян поражает профессионализмом и артистичностью – зал превращается в замечательное  пространство звуков.

…Арам Хачатурян начал учиться музыке поздно – лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже – и всему миру. Родился он6 июня 1903 года в селе Коджори (ныне в составе муниципалитета Тбилиси), в армянской семье. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе. В своих воспоминаниях Арам Хачатурян писал: «Я рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта, жизнь народа, его празднества, его обряды, горести, радости, красочные звучания армянских, азербайджанских и грузинских напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов – все эти впечатления юных лет глубоко запали в мое сознание».

На сцену выходят скрипач Карэн Шахгалдян, пианистка Сона Барсегяни, солист Свердловской филармонии Михаил Смирнягин (кларнет). С первых секунд исполнения у слушателей щемит сердце – так прозрачно, трогательно, тонко звучит восточная мелодия тоски по родине. «Трио для фортепиано, скрипки и кларнета» Арам Хачатурян сочинил, обучаясь в Московской консерватории в классе знаменитого Николая Мясковского.

Путь к музыке у Хачатуряна был сложен: поскольку его  родители хотели, чтобы их сын стал врачом, Арам в 1922 году поступил на  биологическое отделение физико-математического факультета МГУ и одновременно – в музыкальный техникум имени Гнесиных, где обучался игре на виолончели, фортепиано и брал уроки композиции. В 1925 году занятия в университете прекратил. В это нелегкое время  Арам не только учился, но и зарабатывал себе на жизнь. Он был грузчиком в винном магазине, позже – репетитором. Еще пел в церковном хоре, старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.

В 1929 году поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M.Ф. Гнесина, затем у Н.Я. Мясковского. В 1934 году он с отличием окончил учебное заведение…

Одним из всемирно известных произведений Хачатуряна является сюита для балета «Гаянэ», созданная в годы Великой Отечественной войны.

Вот как вспоминает об этом периоде композитор:
«Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка. А в искусстве – пище духовной нуждались все – и фронт, и тыл. И мы – артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать».

Произведение было  удостоено Сталинской премии первой степени, а  «Танец с саблями» из «Гаяне» принес композитору всемирную славу. Отметим, что композитор работал несколько месяцев (1941 – 42 гг.) и в Свердловске, где возник замысел знаменитой «Симфонии с колоколом», проникнутой подлинным гуманизмом и верой в победу.

А мы вновь возвращаемся к замечательным музыкантам. Эмоции от прекрасного исполнения пьесы трудно передать словами: соло от кларнета (Михаил Смирнягин) звучало невероятно пронзительно, и казалось, что именно этот инструмент станет лидером в ансамбле! Но обаятельная СонаБарсегян своими изящными движениями извлекала такие звенящие звуки из фортепиано, что публика затаила дыхание. А тут запела, застонала скрипка Карэна Шахгалдяна… Что и говорить: гармония была потрясающая, потому что и музыка Хачатуряна –необыкновенно лирическая, проникновенная, объединяющая как исполнителей, как и слушателей!

…«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без прекрасной музыки вальса! Интерпретация нашими гостями сюиты была  просто уникальной: сквозь летящую музыку танца был слышен фортепианный гимн любви, своеобразным аккордом к нему стала  печальная песнь скрипки. А трагическую исповедь героя на виолончели замечательно исполнил Карен Кочарян.

Завершающим произведением в концерте стала сюита из балета «Гаянэ». Невероятное звучание инструментов в руках виртуозов  потрясло слушателей настолько, что хотелось  радоваться жизни и плакать одновременно.

Аплодисментами, продолжительными и от души, благодарила краснотурьинская публика  замечательных музыкантов за прекрасный концерт. Приятным сюрпризом для наших гостей стали подарки: книги «Турьинские Рудники. Исторические очерки» (автор – директор Краснотурьинского краеведческого музея Юрий Гунгер).

Татьяна Мальцева.

Фото Алены Домаковой.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker