Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг в городском округе Краснотурьинск в 2020 году
Развитие конкуренции – это задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей и предпринимателей.
Одним из основных направлений деятельности Администрации города Краснотурьинск является создание условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.
В рамках внедрения требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года № 1738-р (далее — Стандарт) Администрацией выполнены следующие мероприятия:
— осуществляет деятельность рабочей группы по содействию развитию конкуренции на территории городского округа Краснотурьинск;
— своевременно актуализируется информация на официальном сайте Администрации городского округа в разделе «развитие конкуренции» — http://xn—-7sbbqrkctdbjvdlfmr7n.xn--p1ai/deyatelnost/ekonomika-strategicheskoe-razvitie-i-promyshlennost-/razvitie-konkurentsii;
— проведено анкетирование потребителей и предпринимателей городского округа для оценки состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг;
— актуализирован Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции на территории городского округа Краснотурьинск и План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в городском округе Краснотурьинск на период 2019- 2022 годов.
Планом мероприятий («дорожной картой») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в городском округе Краснотурьинск на 2019 – 2022 годы» предусмотрено развитие конкурентной среды на следующих товарных рынках товаров, работ и услуг:
«Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами»;
«Рынок психолого-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья»;
«Рынок социальных услуг»;
«Рынок услуг дошкольного образования»;
«Рынок услуг детского отдыха и оздоровления»;
«Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)»;
«Рынок архитектурно-строительного проектирования»;
«Рынок кадастровых и землеустроительных работ»;
«Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)»;
«Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов»;
«Рынок выполнения работ по благоустройству городской среды»;
«Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»;
«Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок»;
«Рынок легкой промышленности»;
«Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева»;
«Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств»;
«Сфера наружной рекламы»;
«Рынок нефтепродуктов»;
«Рынок ритуальных услуг»;
«Рынок розничной торговли».
Целями развития конкуренции на территории городского округа являются:
создание благоприятных условий для развития конкуренции в приоритетных и социально значимых отраслях экономики;
устранение барьеров для создания бизнеса в отраслях экономики;
улучшение качества образовательных услуг, услуг в сфере торговли, жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа;
рост уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в приоритетных и социально значимых отраслях экономики;
увеличение количества организаций негосударственного сектора, оказывающих услуги населению в приоритетных и социально значимых отраслях экономики;
повышение прозрачности закупок в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Результаты мониторинга оценки субъектами предпринимательской деятельности состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг городского округа Краснотурьинск.
В опросе приняли участие 22 представителя бизнеса из сфер экономической деятельности (таблица 1). В основном это предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах рынка оказания услуг по ремонту автотранспортных средств и розничной торговли
Общее описание попавших под обследование предприятий и организаций представлено на рисунках 1-3.
Более 90 % респондентов представляет микро бизнес с численностью сотрудников до 15 человек (рис. 3), более 78 % опрошенных являются собственниками бизнеса (рис. 2).
Возраст бизнеса респондентов составляет в большинстве случаев более 5 лет – 59 % выборки, менее 1 года – 9 %, от 1 до 5 лет – 32 % (рис. 1).
Оценивая общее количество конкурентов на рынках городского округа, 22 % предпринимателей отметили, что имеют от 1 до 3 конкурентов, от 4 до 8 конкурентов имеют 28 % опрошенных, большое число конкурентов — 50 %.
33 % респондентов ответили, что число конкурентов бизнеса, который они представляют, на основном рынке товаров и услуг за последний год не изменилось, а 63 % считают, что увеличилось.
В целом, в результате анализа состояния конкуренции и конкурентной среды, было выявлено, что уровень конкуренции высокий, бизнесу для сохранения рыночной позиции часто или постоянно приходится применять новые способы повышения конкурентоспособности. Кроме того, более 75% предпринимателей оценили, общие условия ведения предпринимательской деятельности на «хорошо» и «удовлетворительно».
Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством и уровнем доступности товаров, работ и услуг, реализуемых на территории городского округа Краснотурьинск
В опросе приняли участие 50 жителей городского округа, среди которых 30 % (15 чел.) составили мужчины, 70% (35 чел.) — женщины. В анкетировании участвовали все социальные группы населения, вне зависимости от уровня образования и социального статуса, что подтверждает достоверность собранных в ходе анкетирования данных.
Общая характеристика опрошенных респондентов представлена на рисунках 5 – 8.
Анкетирование позволило оценить степень удовлетворённости населения региона различными видами услуг (образования, медицины, строительства и пр.
Выводы
В 2021 году планируется продолжить реализовывать План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в городском округе Краснотурьинск на период 2019- 2022 годов.
Развитие конкурентной среды способствует созданию необходимых условий для формирования здоровой конкуренции на рынках товаров и услуг района и постепенному сокращению доли муниципального сектора в экономике и стимулированию предпринимательской активности населения.