«Петр Лаул. История вальса»: знаменитый пианист дал концерт в Краснотурьинске — Заря Урала

«Петр Лаул. История вальса»: знаменитый пианист дал концерт в Краснотурьинске

«Я помню вальса звук прелестный», – начало прекрасного романса Николая Листова вспомнилось при взгляде на краснотурьинцев, спешащих в теплое ноябрьское воскресенье в городской Дворец культуры на концерт замечательного музыканта, лауреата международных конкурсов Петра Лаула.

Наш гость получил образование в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова в классе профессора А.М. Сандлера, под чьим руководством продолжил обучение и в аспирантуре. С 2002 года ведет класс специального фортепиано в консерватории и в школе-лицее.

Лауреат трех международных конкурсов Петр Лаул интенсивно выступает с сольными концертами. Его имя можно часто видеть не только на афишах концертных залов Санкт-Петербурга и Москвы, но и  Парижа, Нью-Йорка, Амстердама, Бремена, Токио, Брюсселя. Кроме того, Петр Лаул гастролировал в Великобритании, Австрии, Испании, Сербии, Македонии, Турции, Бразилии и других странах. Пианист постоянно сотрудничает с оркестрами Уральской, Воронежской, Казанской, Самарской, Карельской и Северокавказской филармоний.

…Концерт начинает сам Петр Лаул, приглашая слушателей в необыкновенное путешествие в мир вальса, этого удивительного, любимого многими композиторами жанра, выражающего тонкие переживания.

Зародился вальс в XVIII веке в деревушках Австрии и Германии, его танцевали на вечеринках, поэтому в вальсах сохранились народные мотивы, как, например, у Иоганнеса Брамса.

А в аристократических салонах тогда царствовал менуэт, который со временем вышел из моды. Первым композитором, опоэтизировавшим вальс, был Карл Мария фон Вебер. Его «Приглашением к танцу» начался потрясающий концерт Петра Лаула. Чудесный  ритм объединяет несколько мелодий, рассказывающих о настойчивости кавалера и робости дамы, плавности их движений, перерастающих в вихрь вальса. Но, по словам пианиста, в этом жанре есть не только легкость, но и глубина переживаний, раскрывающаяся в прекрасной музыке. Слушая великолепное исполнение вальса Петром Лаулом, эмоционально чувствуешь и апофеоз любви, и открытый финал пьесы.

А путешествие продолжается: переносимся в ВенуXIX века и знакомимся с «Немецкими танцами» Франца Шуберта, отличающимися легкой воздушностью и фантазийностью. Эту музыку хочется слушать и слушать – поистине праздник вальса! Фортепианные миниатюры Шуберта восхищают волшебной грустью в сочетании с драматизмом, а техника исполнения высочайшая! Браво, маэстро!

Далее звучат «Весенние голоса» Иоганна Штрауса – шедевр вальсовой музыки. И, как сказал Петр Лаул, произведение должно быть исполнено элегантно – в соответствии с эталонами модных салонов. Звучал вальс Штрауса не просто элегантно: хотелось смотреть и смотреть на полет рук Петра Лаула над клавишами, как бережно или, наоборот, энергично извлекались звуки из инструмента. Знаменитая пьеса прозвучала грандиозно!

Чудесные миниатюры Иоганнеса Брамса (исполнены 10 из16-ти опуса 39), связанные между собой вальсовым ритмом и «перетекающим» настроением, оставляют удивительное впечатление у слушателей. Как прекрасно здесь соединились народные мотивы и философское наполнение: драма героя, осуждающие взгляды, наконец, согласие со своей душой!

И вот вершина романтического вальса – шедевры Фредерика Шопена! Петр Лаул блестяще исполнил три пьесы из сочинения 34 композитора. Первый – парадный вальс звучал изысканно и этикетно, было ощущение, что бесконечность льется с клавиш. Второй, трагическо-лирический, поражал атмосферностью и изящным кружевом звуков.  А третий, названный Шопеном «Вальсом маленькой собачки», вызвал смех в зале, тем более, что пианист рассказал историю создания пьесы (как собачка гонялась за собственным хвостом).

А теперь погружаемся в стихию мистики: встреча Фауста и Мефистофеля в произведении Ференца Листа передана Петром Лаулом с помощью стремительных темпов и диссонансов. Но слушатели успевают почувствовать философский подтекст музыки: и отпор соблазнам, и открытие красоты мира. Называется пьеса – «Мефисто-вальс» №1.

Краснотурьинская публика благодарила громкими аплодисментами замечательного музыканта за тонкое, полное лиризма исполнение двух вальсов Петра Чайковского. В музыке первого произведения представлялась старинная дворянская усадьба, тихие воспоминания о былом под звуки рояля, а во втором – слышны прекрасные вальсовые мелодии на балу.

«Вальс более чем медленный» знаменитого импрессиониста в музыке Клода Дебюсси, которому удалось отразить в звуках движение облаков, шум моря и лунный свет,  звучал в зале как слепок со времени, — со всеми противоречиями и красками. В исполнении Петра Лаула пьеса Дебюсси стала  прекрасным посвящением  уходящему романтизму.  Спасибо вам, маэстро!

Но, оказывается, есть в истории музыки и «вальсы-катастрофы». В течение трех месяцев с начала Первой мировой войны Морис Равель (автор знаменитого «Болеро»), несмотря на слабое здоровье, упорно добивался, чтобы его  приняли в действующую армию. В конце концов, в октябре 1914 года он добился своего и был принят добровольцем в автомобильный дивизион, где и прослужил шофером грузовика чуть более трех лет. Воспоминания французского композитора Равеля о войне и своих погибших друзьях звучали в исполнении Петра Лаула так трагически и так мощно!  Это был высший «пилотаж» мастерства! Зал благодарил пианиста оглушительными аплодисментами.

Благодарная и творческая публика Краснотурьинска не хотела отпускать Петра Лаула, а он не спешил уходить и порадовал слушателей своим уникальным исполнением еще двух вальсов.

…Да, вальс живет! Под его чарующие звуки кружатся пары, его с вдохновением слушают и мечтают. Да здравствует вальс, наш старый друг, прекрасный и вечно юный!

Татьяна Мальцева.
Фото Алены Домаковой.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker