Новый проект в Краснотурьинске – скульптурная группа в центре города. Авторы – Мария Горохова и Александр Безель — Заря Урала

Новый проект в Краснотурьинске – скульптурная группа в центре города. Авторы – Мария Горохова и Александр Безель

Нет сомнения, что архитектурно-исторический облик любого города необходимо не только  бережно сохранять, но и дополнять, развивать – и тоже бережно, профессионально, хотя и в  современных тенденциях. Бесспорно, эту мысль можно продемонстрировать на реалиях Краснотурьинска. У нас гармонично сочетаются всеобщее стремление сохранить архитектурную неповторимость города и почти стопроцентное одобрение новых, подчас  довольно смелых проектов. 

Но хотелось бы отметить, что имеются в виду  благоустроительные  изменения (хотя  есть и прекрасные художественно — прикладные проекты, как например, «Книжный бульвар»), а вот со скульптурой сложнее.  Конечно, чудесная статуя Турьи и в целом преображение  набережной  — это очень красиво, но информация о появлении  новых скульптурных  форм в Краснотурьинске вызывает противоречивые толки: а впишутся ли они в центральную часть города?

Поговорим с авторами нового проекта Александром Безель и Марией Гороховой об этом и других, не менее интересных контентах. Но предварительно отметим, что облик центра  Краснотурьинска — очень своеобразный: здесь находится  памятник В.И.Ленину как историческое отражение советской эпохи, а рядом — здания администрации города, Краснотурьинского индустриального колледжа и общежития КИКа как  аспект  офисной и студенческой среды  (тоже уже привычное сочетание!)  в  своей неповторимой округлости c улицами-лучами.  И еще подчеркнем, что мои собеседники работали над скульптурой «Турья».

Разговор начинает Мария Горохова:

— Кратко о данном проекте можно сказать следующее: это  монументальная скульптура  входной группы образовательного учреждения. Рост городских агломераций обусловил актуальность обширного строительства современных типовых зданий. Тем не менее, постройки послевоенного периода являются воплощением красоты и величия государства. Это пик монументального искусства, который, к сожалению, был заглушен борьбой с излишеством. Однако в настоящее время очень актуальной является реставрация исторических сооружений, реконструкция и оформление зданий скульптурным декором. Мы взяли на себя задачу улучшения культурного облика нашего родного города Краснотурьинска. Местом была выбрана центральная часть архитектурного ансамбля  —  улица Ленина. Четыре скульптуры будут располагаться в архитектурных нишах. Их создание в Краснотурьинске было продиктовано самой архитектурой, её исторической стилистикой. И благодаря совместным действиям Администрации нашего города и Главы городского округа Краснотурьинск  Александра Юрьевича Устинова этот проект стал реален и будет осуществлён. Александр Юрьевич неравнодушен к искусству и к культуре в целом: сам пишет картины и поддерживает творческих деятелей нашего города. А мы, в свою очередь, поддерживаем его намерение сделать город  комфортнее, красивей и нарядней.

Как была определена тема  проекта?

—  Для скульптурной группы  выбрали  изображения людей  четырех профессий: инженера — строителя и учителя, пока еще студентов, а также  двух взрослых людей, уже нашедших себя в профессии, — медицинского работника и металлурга. Все эти четыре профессии характеризуют современные тенденции развития нашего города: строительство, образование, медицину и, конечно же, Богословский алюминиевый завод.

В разговор включается Александр Безель. Он рассказывает о выборе стилистики в проекте: ею стала  скульптурная  пластика советской школы.

Александр! Вы уверены, что скульптурная группа впишется в облик центра Краснотурьинска?

— Да, уверен! Стилистика архитектуры имеет огромную значимость в культурной жизни города, определяет его собственный облик и историю государства в целом. Патриотизм и верность традициям,  на наш взгляд,  актуальны  во все времена. Патриотизм рождает в сердцах живущих сейчас людей стремление быть достойными преемниками боевой славы отцов, дедов и прадедов. И это касается как искусства, так и непосредственно исторической составляющей нашей страны.

А не могли бы вы  описать кратко технологию работы?

— Процесс заключается, прежде всего, в чуде появления в неживом живого. Так, чтобы  это трогало душу.

Наш разговор с Александром и Марией состоялся в  мастерской, где и происходит творческий процесс  создания скульптур. Фигуры инженера — строителя и учителя  уже готовы. Захотелось узнать о профессиональных премудростях в работе, потому что  в скульптурной мастерской я  в первый раз. Да и, знаете, фигуры – в  2 метра 25 сантиметров – очень впечатляют! Александр подробно и с энтузиазмом рассказал о всех девяти этапах процесса — от зарождения идеи, графических зарисовок, создания эскизов в скульптурной пластике, еще нескольких трудоемких работ и до монтажа скульптуры.

Александр, скажите, пожалуйста, а лица с кого лепили?

— В скульптуре портреты — очень важная часть работы. Конечно, когда дело касается непосредственно бюста или памятника конкретному человеку, этот вопрос не возникает. Однако относительно таких проектов, как монументальная скульптура на улице Ленина или  творческие авторские  работы,  нет сомнений, что  это самый популярный вопрос из тех, что нам задают. Отчасти, портрет зависит от общей идейной позиции автора. С Марией нас объединяет такая общая идея — поиск образа героя. И у нас это идеалистический образ героев современного времени, где герой – человек близкий, родной, узнаваемый.

Почему  в скульптурной группе нет музыканта?

—  Музыкантам, как и шахтёрам, пожалуй, следует уделить отдельное внимание. 

Как будет воссоздана фигура металлурга?

Фигура металлурга на  правом берегу Турьи будет воссоздана при помощи архивных данных, анализа работ предположительного времени создания подобных скульптур, а также  благодаря поддержке и неравнодушию местных жителей, предоставивших нам через социальные сети свои личные фотографии со скульптурой, ещё не подвергнутой разрушению.

О специфичности профессии скульптора я бы сказала так: это спаянный талант  воображения  и рук. Мы долго говорили с Марией и Александром о том, как зарождается образ, затем как идет работа над эскизами, потом лепка их из пластилина. Все скрупулезно, со знанием анатомии человека, художественно — эстетическим восприятием и целым спектром профессиональных умений, полученных в замечательных учебных заведениях.

Александр Безель окончил детскую художественную школу в городе Новая Ляля, затем обучался в Краснотурьинском художественном училище (специальность «Дизайн среды и рекламы»). В 2015 году получил диплом Уральского государственного архитектурно-художественного университета  по специальности «Художник монументально-декоративного искусства (скульптура)». 

Ваша творческая биография, Александр, вызывает восхищение: вы ежегодно участвуете в международных фестивалях с 2010 года и занимаетесь строительством песчаных городков (Крым, Екатеринбург),  изготовлением скульптур в ледовых городках (Пангоды, Яр-Сале, Тарко-Сале, Ноябрьск, Губскинский, Пыть-Ях, Тобольск, Сургут, Екатеринбург-ЭКСПО, Пермь (Эспланада), Березники, Белоярский, Красноуральск). Меня заинтересовала фотография «Бой жуков». Расскажите об этой работе.

Фестиваль Лукоморье, г.Ангарск, Бой жуков, 2013г., Безель Александр

— В городе Ангарске проходил фестиваль по деревянной скульптуре «Лукоморье» — очень креативный! Участникам выдавали по 2-3 сосны, мне достались деревья с большим количеством сучков и трещин, долго не раздумывал – получились симпатичные жуки в 4 метра!

Было интересно услышать и о фестивале актуального искусства из металлолома «Лом» в Екатеринбурге. Александр создал оригинальные работы «29 за кило» (ведро с картошкой!) и «Разрыв компьютерной сети». Сейчас их можно увидеть в Екатеринбургском Музее современного искусства.

 — Мария! А вы умеете пользоваться сварочным аппаратом?

— Конечно, без этого скульптору нельзя!

Мария Горохова, хрупкая на вид девушка, несомненно, является гордостью своих преподавателей. Она с отличием окончила Краснотурьинскую детскую художественную школу, затем в 2019 году с отличием — Уральский государственный архитектурно-художественный университет по специальности «Художник монументально-декоративного искусства (скульптура)». Была отмечена грамотой и благодарственным письмом за лучший дипломный проект. Ее графические зарисовки на тему «Исторический костюм» публиковались в журналах ряда  клубов исторических реконструкций города Екатеринбурга. Мария — ежегодный участник творческих конкурсов и международных фестивалей.

Старостиха Василиса Кожина, 2017г.

Здесь, в мастерской, находится целая коллекция малых скульптурных форм, и среди них – «Василиса Кожина». Как возник этот образ?

— Народная героиня Отечественной войны 1812 года вдохновила меня на дипломную работу «Земля безутешная» — проект мемориального комплекса в Смоленской области.

Меня поразило, что молодая девушка хорошо знает историю России, ее героев и героинь, что (извините! ) редкость в наше время. Как было не вспомнить  такое высказывание: «Много веков скульптура была авангардом искусства – без героизации сильных  людей не было бы прогресса!»

Знакомство с Марией и Александром  оставило приятное впечатление: это  яркие творческие личности, не забывающие об ответственности за свои  профессиональные замыслы. Успехов им!

Татьяна Мальцева.

Фото предоставлены Марией Гороховой и Александром Безель.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker