На празднике музыки Рождества — Заря Урала

На празднике музыки Рождества

В культурном пространстве Краснотурьинска – вновь яркое событие и вновь в рамках филармонических сезонов Свердловской области: лауреат Международного конкурса в Праге, Мясковский — квартет выступил 19 декабря с потрясающей программой «Французское рождество» на сцене ГДК.

Утонченное звучание струнных инструментов в руках талантливых музыкантов вызывает вот уже 10 лет овации российской и зарубежной публики. Были рады приезду квартета и краснотурьинцы. В составе коллектива – солисты Уральского филармонического оркестра: Александр Зинченко (скрипка), Юлия Максимова (скрипка), Владимир Зинченко (альт), Алексей Кудинов (виолончель).

Первый концерт квартета Свердловской филармонии состоялся 8 декабря 2011 года. С тех пор ансамбль является постоянным участником камерных программ Свердловской филармонии.

Коллектив владеет большим репертуаром, основу которого составляют квартеты Д. Шостаковича, А. Бородина, П. Чайковского, Н. Мясковского, С. Рахманинова, И. Брамса, Й. Гайдна, А. Дворжака. В программах нередко звучат циклы миниатюр, представляющие творчество русских и испанских композиторов. В сотрудничестве с солистами Свердловской филармонии участники ансамбля исполняют квинтеты Шуберта и Брамса, флейтовый квартет Моцарта, трио-сонаты И.С. Баха, фортепианные трио Шостаковича, Рахманинова, Бетховена…

…На сцене городского Дворца культуры слышны звуки арфы и скрипки: до начала концерта остается 40 минут. Мы заранее договорились о коротком интервью с Юлией Максимовой.

Первый вопрос был о названии квартета.

— Николай Мясковский – известный советский композитор XX века. В течение многих лет в Свердловске существовал Уральский струнный квартет имени Н.Мясковского. В 2020-м году Свердловская филармония стала инициатором большого проекта, посвященного творчеству композитора. В рамках этого проекта нашему струнному квартету было присвоено имя Николая Мясковского. Мы продолжаем исполнительские традиции уральской струнной школы.

— В ваших программах звучат авторские обработки грузинских и армянских песен. Расскажите, это очень интересно.

— Автор известных песен «Сулико» и «Лети, черная ласточка» Сулхан Цинцадзе гениально переложил мелодию для квартета. И знаменитый армянский композитор Комитас обработал свою музыку для струнного квартета, да так, что слышны и национальные инструменты, и многоголосие.

— Очень бы хотелось услышать. Но все же главное место в вашем репертуаре занимает классика, и это прекрасно. Как известно, руководитель квартета Алексей Кудинов является вдохновителем авторского цикла «Музыкальные вечера в Камерном зале». Прокомментируйте, пожалуйста.

— Камерность в музыке имеет славную историю: музыканты выступали в частных театрах, на балах, музыкальных вечерах, создавалась интимность звучания и, как следствие, был огромный интерес к музыке. Мы влюблены в наш стиль – благородный, романтичный.

— Что вас объединяет в коллективе?

— Конечно, любовь к музыке, а еще мы все друзья и сподвижники. Сегодня с квартетом выступают Мария Позднякова (арфа), Тимофей Бушков (флейта) и Михаил Смирнягин (кларнет).

Благодарим нашу чудесную собеседницу и спешим на праздник музыки Рождества…

Как замечательно настроила краснотурьинскую публику ведущая Свердловской филармонии Ангелина Кодолова на эмоциональное восприятие произведений французских композиторов: и мы представили зал со старинными люстрами, камин, дам в бальных платьях, кавалеров во фраках и погрузились в атмосферу ожидания чуда. И оно не заставило себя ждать — первым торжественно прозвучал «Канон» Пахельбеля для струнного квартета и арфы. Представить, что это произведение 300 лет звучит на церковных мессах во Франции, конечно, трудно, но потрясающие звуки арфы, привезенной в Краснотурьинск из Екатеринбурга, помогали перенестись слушателям в мир творческих ассоциаций и фантазий.

В продолжение программы было интересно наблюдать за публикой – одухотворенные, красивые лица. А как иначе, если звучит прелюдия всемирно известного Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» для арфы и флейты! Завораживающая игра Тимофея Бушкова вызывала ассоциации с пейзажами французских импрессионистов. Дуэт получился замечательный. Далее прозвучала пьеса Дебюсси «В лодке» в исполнении Александра Зинченко (скрипка) и Марии Поздняковой (арфа). Скрипка пела виртуозно! И арфа ей вторила – чудо!

Одним из чудес французского Рождества ( об этом рассказывала обаятельная ведущая Ангелина Кодолова) является появление папы Ноэля. Слушая «Каприччио» композитора Пёница в исполнении Михаила Смирнягина и Марии Поздняковой, представляешь симпатичного французского Деда Мороза и вспоминаешь нашего – российского, тем более что в великолепном звучании кларнета слышны народные мотивы. Эмоциональное потрясение вызывает волнообразная вибрация звуков, извлекаемых из арфы, и вновь ощущение чуда, которое поднимает всех нас над обыденностью жизни…

«Фантастика!» — хотелось крикнуть на весь зал при исполнении «Священного танца» Дебюсси. Тему величавости мастерски вел Алексей Кудинов на виолончели, тему тревоги – Мария Позднякова на арфе, скрипки и альт (Александр Зинченко, Юлия Максимова, Владимир Зинченко) развивали темы – их тонкое звучание уходило вверх, под своды зала.

Кульминацией рождественской программы стало исполнение «Интродукции и аллегро» Равеля. На сцену вышли все музыканты, и зал услышал гармоничное звучание всех инструментов. Это было так замечательно, что раздался настоящий шквал аплодисментов… Публике после концерта не хотелось расставаться с музыкантами, а они высказали нам благодарность за радушный прием и любовь к музыке.

 

Татьяна Мальцева.

Фото Виктории Руденко.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker