«Мясковский-квартет» в Краснотурьинске: в начале — Пушкин, в финале — овации — Заря Урала

«Мясковский-квартет» в Краснотурьинске: в начале — Пушкин, в финале — овации

Сентябрь — прекрасная пора для старта новых проектов и, конечно, проведения традиционных и полюбившихся нашим жителям  творческих мероприятий. Вот и торжественное открытие сезона2023 -24 Свердловской областной филармонии стало замечательным событием в городском округе.

Первый праздник музыки состоялся 18 сентября — приехали солисты уже знакомого краснотурьинцам коллектива «Мясковский-квартет» и выступили на сцене Регионального концертного зала Свердловской филармонии (этот статус присвоен нашему ГДК постановлением Министерства культуры).

К нам приехали прекрасные музыканты: Александр Зинченко (первая скрипка), Юлия Максимова (вторая скрипка), Владимир Зинченко (альт), Алексей Кудинов (виолончель).

Коллектив известен своим исполнительским мастерством в России и за рубежом, владеет большим репертуаром, основу которого составляют квартеты Д. Шостаковича, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Брамса, Й. Гайдна, В.А. Моцарта. А. Дворжака, Н. Мясковского (советского композитора XX века).

За тридцать минут до начала выступления в фойе городского Дворца культуры было уже оживленно. Пришедшие на концерт любители классической музыки вдруг увидели «Александра Сергеевича Пушкина», сидящего за изящным столиком со старинной жирандолью с тремя свечами, и, конечно, с «его позволения» провели фотосессию. А рядом был стенд с информацией о «Пушкинской карте», действующей в соответствии с Президентской программой. Кстати, молодежь сейчас активно  посещает творческие мероприятия в учреждениях культуры города. Отметим, что роль поэта прекрасно исполнил руководитель театральной студии ГДК Юрий Максимов.

…Известный ведущий, музыкальный критик Артем Варгафтик объявляет тему концерта — «Из истории квартетного искусства»  и предлагает перенестись в старинный замок Хофбург, зимнюю резиденцию австрийских императоров, куда едет князь Северный с женой. Откуда? Конечно, из России и — инкогнито! Но обязательно заметим, что Артем Варгафтик в своем  вступительном слове (профессионально и в свойственной ему манере — сразу же погрузить зал в эпоху) рассказывает об особенностях квартета как музыкального жанра, так и ансамбля из четырех солистов.

«Слушая квартет, можно наблюдать за каждым артистом, разглядеть его индивидуальность и манеру игры. Но всё-таки самое  интересное — беседа! Она происходит между исполнителями: один заводит разговор, другой поддерживает тему, третий — перебивает, четвертый – смеётся… Живой разговор мы слышим в квартетах Йозефа Гайдна — создателя самого «общительного» жанра», — говорит Артем Варгафтик. И в продолжение вечера, как режиссер, «раздает» музыкантам роли — композиторов, императоров…

А зал с нетерпением ждет начала концерта! Первым  произведением, вызвавшим  праздничное настроение у слушателей, был «Струнный квартет «Русский» Иозефа Гайдна, посвященный приезду будущего российского императора Павла I с женой в австрийский замок. Он и был представлен гостям князем Северным.

Эмоции от чудесного звучания инструментов охватывают сразу же весь зал — скрипки, альт и виолончель передают как по эстафете приветственные движения героев, легкие поклоны, намек на русское происхождение гостей, изящные менуэты. И при этом соблюдается «домашность», свойственная музыкальным вечерам XVIII века.

Вольфганг Амадей Моцарт в «Струнном квартете «Диссонанс» продолжает тему «беседы» между исполнителями. Виртуозное звучание музыки вызывает у слушателей восторг и желание проникнуть в тайны великолепного исполнения.

Как был услышан этот разговор? Возможно, так: входит Она. Обмен взглядами. Альт передает грусть перед будущей разлукой. Первая скрипка пронзительно озвучивает чувство любви, вторая —  страдание. Виолончель усиливает все чувства. В общем звучании слышен разговор между влюбленными, не понимающими друг друга…

Артем Варгафтик рассказывает: «В России XIX века квартеты также постепенно вошли в моду. Александр Бородин обошёл в квартетном «деле» самого Чайковского. Быть может, секрет успеха Бородина — в дружеской атмосфере «Могучей кучки»? Как известно, композиторы ходили друг к другу в гости и устраивали музыкальные вечера, подобные современным квартирникам. На таких «квартетниках» музыка была главным средством общения и создавала непринужденную обстановку».

Потрясающее исполнение «Струнного квартета №2» Александра Бородина (посвящение жене) вызвало бурные овации зала: это был гимн великой любви! А заключительная часть произведения вызвала у слушателей серьезные размышления о жизни и роли музыки в ней. Как не вспомнить высказывание Андерсена: «Музыка утоляет печали и одиночество» и поблагодарить замечательных солистов коллектива «Мясковский-квартет» за подаренную краснотурьинцам радость общения с высоким искусством! Артему Варгафтику — тоже большое спасибо!

Татьяна Мальцева.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker