Марина Граф: «Занятие акварелью – это умение танцевать кистью по поверхности бумаги» — Заря Урала

Марина Граф: «Занятие акварелью – это умение танцевать кистью по поверхности бумаги»

8 декабря в России и во всем мире отпраздновали Международный день художника, учрежденный в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира» совместно с ЮНЕСКО. А чуть ранее, 23 ноября, отмечался Международный день акварели.

В честь этого праздника Марина Граф, акварелист со стажем, член Международного Союза педагогов-художников, заместитель директора Краснотурьинской детской художественной школы, поделилась своими мыслями по поводу этой техники и рассказала ее особенности.

— Марина Иоганесовна, ем писать сложнее — маслом или акварелью? И почему?

Эти техники очень разные. Ранее акварель считалась техникой эскизной, именно для того, чтобы можно было на основе этюда написать серьезную работу. В последние же десятилетия эта акварель приобрела статус самостоятельной графической техники. Существует даже профессиональные сообщества акварелистов, как у нас, в Москве, Санкт-Петербурге, Кургане, так и за рубежом, которые проводят различные биеннале современной акварели.

Занятие акварелью – это умение танцевать кистью по поверхности бумаги, это про доверие и импровизацию. Красота акварели – это красота движущейся воды. Поскольку основу акварельной живописи составляет вода, творческим процессом становится контроль потока воды с помощью кисти.

Акварель — техника сложная, так как непредсказуема, текуча, не знаешь, как она себя «поведет» в следующую минуту процесса написания художественной работы.

Важно отметить также, что акварель отличается, как и другие краски для живописи, лессировочными и кроющими свойствами. Есть различие и в светостойкости — от одной звезды до трех.

Существуют краски гранулирующие, которые в процессе нанесения на лист, в момент стекания образуют красивую фактуру, благодаря этому получается интересная поверхность пятна.

— Какая бумага считается лучше для акварели?

— В идеальном варианте бумага должна 100% хлопковая, она хорошо держит красочные слои, можно отмыть, долго остается влажной. Желательно чтоб ее плотность была не менее 300 грамм на 1 кв.м.  По виду бумага различается на горячее прессование, холодное (гладкая мелкозернистая сатин и среднее зерно) и крупнозернистая (торшон). От качества бумаги, ее типа, плотности, рельефа во многом зависит успех работы.

— В чем отличия работ, выполненных акварелью, от работ, выполненных гуашью?

— Гуашь – краска плотная, кроющая, непрозрачная. Акварель же ценится за свойство прозрачности. Приемы тоже, соответственно, разные. Гуашь более «мазистая». Возможности акварели намного шире, но гуашью работать проще. Ее особенность проявляется в том, что неизвестно как краска начнет высветляться из-за белил в замесах. Акварель любят те, кто любит риск и импровизацию. При работе акварелью могут происходить совершенно неожиданные моменты – когда вы «кладете пятно», у вас есть какая-то задумка, но вы понимаете, что в акварельном творческом процессе не знаешь, как себя поведет краска, в эти моменты творческая идея может обретать новые очертания.

— Используются ли в вашей школе акварельные карандаши?

— Да, но довольно редко композиции выполнятся с их помощью. Акварельными карандашами, как правило, профессиональные художники не пользуются.

«Изюминка» акварели состоит как раз в том, чтобы уметь создавать произведение без белил, используя естественное свечение белой бумаги. Поэтому наивысший профессионализм проявляется в том, чтоб художник умел одной только акварелью выразить свою идею. А когда идет подкраска то пастелью, то карандашом, это говорит о некоторой безысходности в создании нужного образа.

Акварель не всегда можно исправить, есть моменты, когда в пятно никак не войдешь снова, оно разрушится.

— Чего «боятся» работы, выполненные акварелью?

— Как правило, это яркий свет, солнечный в том числе. Но сейчас есть специальный антибликовый пластик, который помогает сохранить работу. Важен также определенный уровень влажности в помещении.

— Какие бы советы вы дали для начинающих акварелистов, чтобы «укротить и приручить» акварель?

— Желательно, чтобы бумага была хорошего качества, так как на плохой бумаге, как бы ученик не старался, не получится ожидаемая задумка. Краски нужны профессиональные, можно использовать отечественные наборы Санкт-Петербургских фабрик.

Главное – не бояться испортить работу. Так как акварель «открыта» к обыгрыванию элементов композиции.

Занятия акварелью требуют дисциплинированности и умения рисковать, не бояться, иначе работа может получиться «замыленной», бледной, сухой, грязной, то есть не будет производить впечатления.

Есть, конечно, такие «фишки», как резервирующая жидкость и различные добавки к акварели, но ими пользоваться много не стоит, важно умение передать тон и цвет формы, «чувствовать» композицию и владеть техникой.

Хотелось бы, чтоб у нас в городе появились мастер-классы по акварели, чтобы жители города обратили внимание на волшебство этой техники.

Данил Вотчель.

 

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker