Марина Граф: «Занятие акварелью – это умение танцевать кистью по поверхности бумаги»
8 декабря в России и во всем мире отпраздновали Международный день художника, учрежденный в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира» совместно с ЮНЕСКО. А чуть ранее, 23 ноября, отмечался Международный день акварели.
В честь этого праздника Марина Граф, акварелист со стажем, член Международного Союза педагогов-художников, заместитель директора Краснотурьинской детской художественной школы, поделилась своими мыслями по поводу этой техники и рассказала ее особенности.
— Марина Иоганесовна, ем писать сложнее — маслом или акварелью? И почему?
Эти техники очень разные. Ранее акварель считалась техникой эскизной, именно для того, чтобы можно было на основе этюда написать серьезную работу. В последние же десятилетия эта акварель приобрела статус самостоятельной графической техники. Существует даже профессиональные сообщества акварелистов, как у нас, в Москве, Санкт-Петербурге, Кургане, так и за рубежом, которые проводят различные биеннале современной акварели.
Занятие акварелью – это умение танцевать кистью по поверхности бумаги, это про доверие и импровизацию. Красота акварели – это красота движущейся воды. Поскольку основу акварельной живописи составляет вода, творческим процессом становится контроль потока воды с помощью кисти.
Акварель — техника сложная, так как непредсказуема, текуча, не знаешь, как она себя «поведет» в следующую минуту процесса написания художественной работы.
Важно отметить также, что акварель отличается, как и другие краски для живописи, лессировочными и кроющими свойствами. Есть различие и в светостойкости — от одной звезды до трех.
Существуют краски гранулирующие, которые в процессе нанесения на лист, в момент стекания образуют красивую фактуру, благодаря этому получается интересная поверхность пятна.
— Какая бумага считается лучше для акварели?
— В идеальном варианте бумага должна 100% хлопковая, она хорошо держит красочные слои, можно отмыть, долго остается влажной. Желательно чтоб ее плотность была не менее 300 грамм на 1 кв.м. По виду бумага различается на горячее прессование, холодное (гладкая мелкозернистая сатин и среднее зерно) и крупнозернистая (торшон). От качества бумаги, ее типа, плотности, рельефа во многом зависит успех работы.
— В чем отличия работ, выполненных акварелью, от работ, выполненных гуашью?
— Гуашь – краска плотная, кроющая, непрозрачная. Акварель же ценится за свойство прозрачности. Приемы тоже, соответственно, разные. Гуашь более «мазистая». Возможности акварели намного шире, но гуашью работать проще. Ее особенность проявляется в том, что неизвестно как краска начнет высветляться из-за белил в замесах. Акварель любят те, кто любит риск и импровизацию. При работе акварелью могут происходить совершенно неожиданные моменты – когда вы «кладете пятно», у вас есть какая-то задумка, но вы понимаете, что в акварельном творческом процессе не знаешь, как себя поведет краска, в эти моменты творческая идея может обретать новые очертания.
— Используются ли в вашей школе акварельные карандаши?
— Да, но довольно редко композиции выполнятся с их помощью. Акварельными карандашами, как правило, профессиональные художники не пользуются.
«Изюминка» акварели состоит как раз в том, чтобы уметь создавать произведение без белил, используя естественное свечение белой бумаги. Поэтому наивысший профессионализм проявляется в том, чтоб художник умел одной только акварелью выразить свою идею. А когда идет подкраска то пастелью, то карандашом, это говорит о некоторой безысходности в создании нужного образа.
Акварель не всегда можно исправить, есть моменты, когда в пятно никак не войдешь снова, оно разрушится.
— Чего «боятся» работы, выполненные акварелью?
— Как правило, это яркий свет, солнечный в том числе. Но сейчас есть специальный антибликовый пластик, который помогает сохранить работу. Важен также определенный уровень влажности в помещении.
— Какие бы советы вы дали для начинающих акварелистов, чтобы «укротить и приручить» акварель?
— Желательно, чтобы бумага была хорошего качества, так как на плохой бумаге, как бы ученик не старался, не получится ожидаемая задумка. Краски нужны профессиональные, можно использовать отечественные наборы Санкт-Петербургских фабрик.
Главное – не бояться испортить работу. Так как акварель «открыта» к обыгрыванию элементов композиции.
Занятия акварелью требуют дисциплинированности и умения рисковать, не бояться, иначе работа может получиться «замыленной», бледной, сухой, грязной, то есть не будет производить впечатления.
Есть, конечно, такие «фишки», как резервирующая жидкость и различные добавки к акварели, но ими пользоваться много не стоит, важно умение передать тон и цвет формы, «чувствовать» композицию и владеть техникой.
Хотелось бы, чтоб у нас в городе появились мастер-классы по акварели, чтобы жители города обратили внимание на волшебство этой техники.
Данил Вотчель.