Крутые маршруты Альфреда Хейдока: Харбин, Североуральск и Змеиногорск. Рерих в судьбе Хейдока — Заря Урала

Крутые маршруты Альфреда Хейдока: Харбин, Североуральск и Змеиногорск. Рерих в судьбе Хейдока

А вы знаете, что знаменитый писатель, ученик Николая Рериха, философ и мистик Альфред Хейдок, которого литературоведы ставили в один ряд с Александром Грином, Джеком Лондоном и Александром Беляевым, жил в 1947 – 50 годах в городе Североуральске Свердловской области? Но об этом позже.

Сначала вспомним, что в 1990-е выходила в свет «Библиотека русской фантастики», серия книг в 20 томах. Семнадцатый том, посвященный фантастам 30-х годов прошлого века, включал в себя двух авторов – Александра Беляева и Альфреда Хейдока. Если творчество Беляеваи ныне пользуется заслуженной популярностью, в частности, из-за романов «Человек-амфибия» и «Остров погибших кораблей», то Хейдок оказался незаслуженно забыт, несмотря на ажиотаж интереса к его творчеству в пору всеобщего увлечения восточной мистикой.

…А сейчас – ближе к нашим пенатам. Есть у писателя произведение о Северном Урале. Николай, герой рассказа Хейдока «Навсегда», приезжает в маленький городок, где основными достопримечательностями были рудоуправление и клуб, и попадает в круговерть мистических невероятностей, изменивших его судьбу. Происходит это благодаря старой флейте, которую он купил вместе с пачкой пожелтевших нот на местном рынке.Рассказ Хейдока потрясает невероятным сюжетом, философскими обобщениями и эмоциональными открытиями. В сновидениях Николая появляется панорама, напоминающая картину Рериха: «Горная страна. Отвесные стены ущелий. На одной стороне, на высоко вознесшейся вершине, купается в небесной сини белый златоглавый храм. Одинокие фигуры карабкаются к храму по крутой, почти отвесной тропе. А по другой дороге, ведущей в пропасть, идут толпы людей… Николай спрашивает у прохожегостаричка, как им можно помочь, а он отвечает: «Надо любить. Ничего нет сильнее на свете, чем любовь».

Есть в рассказе Дивья гора (не та ли Дивья скала, что на реке Пышме?!), где происходит удивительная встреча героя с феей по имени Дулма, оказавшейся рабой флейты… Заканчивается произведение гимном Любви и Красоте, без которых, по словам Альфреда Хейдока, нет Мира во Вселенной и душах человеческих.

Судьба Хейдока невероятна: участник Первой мировой войны, начальник уездной милиции Амурской области при власти белых, бегство в Харбин, знакомство с Николаем Рерихом и верность учению Агни Йоги на всю жизнь, осознанное возвращение в СССР, арест в Североуральске из-за переписки с «английским шпионом» Рерихом, ГУЛАГ, потеря архивов, слепота и любовь к «радостному творческому труду». Потрясающе удивительно его творчество:паранормальное проявляется в обыденной реальности, сверхъественные события трактуются с позиций Агни Йоги и восточного мистицизма.Произведения Хейдока представляют собой синтез разных культур, переплетение мифов стран Европы и Азии. На писательскую деятельность Альфреда Петровича оказала влияние жизнь в Харбине,  культура Востока, знакомство с Рерихом.

***

…Любовь к красоте и необычным явлениям сопровождала Альфреда Хейдока с детства. Родился он 19 октября 1892 года в Лифляндской губернии (Латвии)– недалеко от реки Аматы на хуторе Долес в семье кузнеца. «Помню во всех деталях бревенчатый домик с пристроенной к нему кузницей, лес…Мне казалось, что оттуда доносятся какие-то еле слышные, но тем не менее чарующие звуки. …Когда мне попались книги, в которых проводилась идея перевоплощения (реинкарнация – авт.), то я мгновенно воспринял идею перевоплощения и навсегда», – пишет Хейдок в книге «Страницы моей жизни».

В 1908 году семья Хейдоков переехала в Тверскую губернию на станциюПено, близ одноименного озера. Брат отцапостроил там лесопильный завод. Альфред начал работать «пилотоком» и к началу Первой мировой войны стал управляющим заводом.На фронт Альфред пошел добровольцем. К1918 году Хейдок успел получитьофицерское звание и вернуться из германского плена. А дома ждала другая война, на сей раз Гражданская.В 1918 году Хейдок пробирается на Дальний Восток. В конце апреля он ужебыл в Благовещенске. Именно здесь произошло событие, которое будущий писатель впоследствии объяснял не иначе каквоздействием таинственных сил. Отойдя отвокзала всего несколько шагов, он встретил свою будущую жену и единомышленницу –Евгению Сергеевну. Ее первый муж, офицер Амурской флотилии, был убит взбунтовавшимися матросами. Сыновья Евгении Сергеевны – Борис и Валентин стали для Альфреда Петровича родными.

Харбин. Здесь он сначала в частномпорядке преподавал русский язык, затем был приглашен в Харбинский медицинскийколледж и Гиринскийуниверситет. Выучил английский и китайский языки. В Харбине начинается писательская карьера Альфреда Петровича Хейдока. В1934 году произошло важнейшее событие в жизни Альфреда Хейдока–знакомство с Николаем Константиновичем Рерихом. Альфред Петрович к тому времени был неплохо знаком с учением «Живой Этики», изложенным Рерихами, и стремился узнать о нем побольше.

«Я вдруг ощутил, что Рерих мне очень близок, что он мне родной, роднее отца. От Николая Константиновича я узнал, что существуют Великие Учителя в Гималаях и что они дали человечеству Новое Учение, называемое Агни Йогой». С того момента и до самой смерти Хейдок оставался ревностным последователем учения Рерихов. В Харбине вокругвеликого философа и художника складывается кружокединомышленников и последователей его учения. Из всейгруппы Рерих выбрал только двух ивручил им привезенные из Гималаев перстни ученичества,как знак особого доверия и духовной близости. Этимиизбранными были писатель и художник Борис Абрамов(1897 – 1972) и Альфред Хейдок. Подаренный Учителемсеребряный перстень с кораллом и бирюзой Хейдок носил на безымянном пальце левой руки до самой смерти.

***

В 1934 году в Харбине при содействии Рериха вышел сборник рассказов Хейдока – «Звезды Маньчжурии». Персонажи произведений (а это авантюристы, изгнанники, бывшие офицеры белой армии) чувствуют себя чужими в окружающей среде, их манят неведомые миры с красивой природой, им чудится женщина-заступница, как «Матерь Мира» с картины Николая Рериха. Воплощением образа стала Елена Ивановна Рерих, ею восхищался Альфред Петрович, а она взаимно (в письмах) отмечала его талант.

Осенью 1940 года семья Хейдоковперебирается в Шанхай, где Альфред Петрович занимается популяризацией Агни Йогии ведет переписку с Николаем Рерихом, послания уходят в Америку и в Индию. Отметим, в годы войны Альфред Петрович выступал с антифашистскими статьями в местной прессе. Возвращение на родину произошло в 1946 году.

На вопрос: почему он выбрал Североуральск? – Хейдок отвечал с улыбкой: «Из романтических соображений».А потом уже серьезно: «Душа рвалась в тепло: получить квартиру и осесть где-то. Нас привезли в деревянный дом из брусьев, квартира на втором этаже. Топить нужно было самим. Но все было новое.Сначала я два с половиной месяца работал пожарным. Потом я начал преподавать английский язык в рудоуправлении. На эти курсы после работы вечером приходило полдюжины инженеров, и я с ними занимался. Так прошла одна зима. Но бухгалтер рудоуправления вдруг заявил, что в штат меня не может втиснуть, что ему трудно для меня найти деньги. Там же, в Североуральске, было учреждение «Бокситовая экспедиция». Мне сказали, что я буду исполнять обязанности юрисконсульта. Я никогда в жизни не изучал ни одного закона, но подумал так: «Если другие могут быть юрисконсультами, почему я не смогу». Я потом выигрывал все иски, которые нам предъявляли. В этом мне очень помогало «Краткое пособие бухгалтерам», законы, которые специально подобраны для таких дел: для недогрузок, перегрузок, недоставленных грузов».

В 1950 году согласно ст.58 п.4УК РСФСР за «переписку с иностранной буржуазией» Хейдок был арестован и приговорен к 10 годамлишения свободы (провел в заключенииоколо 6 лет). Чуть раньше был арестован его сын Валентин. Жена писателя, не выдержав такого удара, скончалась. При арестебыл изъят архив Хейдока и сожжен. Уничтоженными оказались рукописи ранних произведений писателя, опубликованных в харбинских и шанхайских газетах, переписка с членами семьи Рерихов.

***

Но в архиве Музея Рериха есть подлинник письма Альфреда Хейдока к Николаю Константиновичу из Североуральска. Познакомимся с фрагментом: «Североуральск 26-3-48.Дорогой Николай Константинович! Это мое второе письмо Вам после возвращения на родину. Наша семья в составе трех: меня, Евгении Сергеевны и младшего сына Валентина благополучно совершила долгий переезд и сейчас находится на Урале. Пишите нам по адресу: Свердловская область, город Североуральск, ул.Сталина, д.12, кв.12. Жаль, что с нами нет старшего сына Бориса, который раньше жил в Харбине и связь с которым оборвалась…Я начал карьеру бойцом в пожарной команде, но вот уже третий месяц занимаюсь старым делом – преподаю языки. Сын также хорошо устроился на канцелярской работе и – даже успел жениться на хорошей девушке, враче по профессии… Климат здесь здоровый. Город новый, незагаженный, кругом леса и некрутые Уральские горы…предоставляется возможность посидеть над любимыми книгами и углубиться в учение.

Евгения Сергеевна и я шлем Вам, Елене Ивановне, Юрию и всем вашим наш сердечный привет.

Духом с вами. А.Хейдок».

Последние 9 лет жизни, которые, несмотря на слабое здоровье и слепоту, были оченьплодотворными в творческом плане, Альфред Петрович провел в  Змеиногорске Алтайского края.

Здесь им было написано, вернее, продиктовано своему секретарю и верному другу Людмиле Ивановне Вертоградской 4 повести, 3 рассказа, 9 достоверных историй из цикла «Радуга чудес» и 40 эссе, переводил труды по Агни Йоге.

Альфред Петрович Хейдок скончался 20 июня 1990года. Он похоронен на городском кладбищеу подножия Караульной горы. На могильной плите выбиторериховское триединство – в большом круге три маленьких кружка, а на фасаде дома поадресу: ул. Волкова, 56, установлена мемориальная доскаиз диабаза с надписью: «В этом доме с 1981 по 1990 гг.жил писатель с мировым именем Альфред Петрович Хейдок (1892–1990)». Людмила Ивановна Вертоградская свидетельствует, что до самого последнего дня писатель сохранял бодрость и оптимизм, трудился, воспевая Любовь и Красоту.

В заключение приведем строки из письма внучке, написанного в июле 1989 года: «Я веду трудную жизнь, борюсь со своими недугами, с бессонницей и ищу радость в творчестве, стараюсь радоваться, где только это возможно, и тебе советую – ни в коем случае не унывай, а старайся радоваться. Радостьдает силу!»

Татьяна Мальцева.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker