Краснотурьинский театр отмечает Международный день кукольника: гастроли в Тамбове и премьера нового спектакля — Заря Урала

Краснотурьинский театр отмечает Международный день кукольника: гастроли в Тамбове и премьера нового спектакля

Кукольник — так в старину называли мастера, делающего детские игрушки. Артист, выступавший перед публикой с кукольными комедиями, назывался разными словами, подчеркивающими то магическую, то театральную, а то и техническую природу его ремесла. Их называли «колдун», «комический машинист», «волшебник», «комедчик», «штукарь», «искусный физик и механик», «затейник»… В современный профессиональный лексикон понятие «кукольник» входит в новом и звучании – артист театра кукол, который ежегодно  21 марта отмечает  свой особенный   праздник — Международный день кукольника.

Свой профессиональный  праздник труппа Краснотурьинского театра кукол впервые будут отмечать  сразу в двух регионах нашей страны. Часть коллектива отправилась на Международный фестиваль «Преданья старины глубокой» (23-27 марта) в город Тамбов со спектаклем «Огневушка» Алексея Уставщикова, поставленной  по мотивам сказа П.П.Бажова «Огневушка-поскакушка» в  рамках гранта Губернатора Свердловской области в 2019 году.

Этот старинный уральский сказ уже является визитной карточкой театра и достойно  представлял нашу область в рамках Больших гастролей в городе Йошкар-Оле в 2021, на фестивале в Озерском театре драмы и комедии (Челябинская область), на гастролях в Ирбитском драматическом театра им А. Н. Островского  и Новоуральском театре кукол «Сказ».

Для уральских кукольников на Тамбовском кукольном форуме важен, прежде всего,  момент профессионального общения, наполненного  радостными впечатлениями, которые артисты  будут  хранить очень долго. Это большой театральный праздник встречи с коллегами и друзьями-кукольниками  из Липецка, Астрахани, Костромы, Калуги, Тулы, Гомеля и Витебска. Все театры- участники , в репертуаре которых спектакли, основанные на народных преданьях, сказках, легендах родного края.

На своей сцене в  Краснотурьинске  «самый северный кукольный»  тоже подготовил сюрпризы для юных зрителей. Здесь родилась волшебная сказка «Царь Водокрут и Марья-искусница».

В основу сценария была взята пьеса Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанная в 1946 году. Его персонажи получились настолько убедительными, что уже крепко вошли в наше сознание. Морской царь Водокрут, похитивший Марью-искусницу, знаменитую мастерицу и красавицу, оставил ее сына Ваню сиротой. Вместе с Ваней вызволять Марью отправился бывалый Солдат, ведь мир не без добрых людей. Многие помнят фильм режиссера Александра Роу «Марья-искусница», фразы из которого пошли в народ — а это примета успеха.

Но почему сейчас  Шварц в куклах и почему для спектакля выбрана традиционная система  с гопитно-тростевыми куклами? С этими вопросами мы обратились к режиссеру постановщику спектакля Борису Петровичу Ходыреву.

— Труппа Краснотурьинского театра кукол молода, я много лет работаю с артистами театра. Актерами успешно осваиваются различные формы и жанры. В репертуаре предметный театр спектакль «Мойдодыр» и кукольная пантомима «Мир тишины», мечтательная клоунада «Баллада маленьком буксире», теневой театр и даже драматические спектакли.  А мудрые талантливые куклы, работающие на ширме, остались где то в прошлом, поэтому эта постановка, безусловно, является возвращением к истокам.

Надо бы вернуться к нашему божеству к своей уникальной профессии. К кукле, которой подвластно все.

— Борис Петрович, а что для вас кукла?

— Для артистов театра  кукла – это коллега и  партнер по сцене. И с каждым своим партнером актер  находится в определенных взаимоотношениях.   Вот,  например,  для меня, паркетная кукла это – «слуга» – она выполняет все что делает артист, а зритель видит, как мастерски человек  ведет куклу, виртуозно управляет марионеткой.

Планшетная кукла — это ровня, с ней можно общаться и сосуществовать на равных , вести с ней диалоги и быть полноправным партнером на глазах у зрителя , а гопитно- тростевая кукла — это божество — она ведет актера, который спрятан от зрителя внизу за ширмой. Актер не может «взять внимание» зала ни мимикой, ни жестами, ни своим телом. Только вдохнув душу в героя, подарив ей свое сердце и голос — свое божественное нутро, можно оживить эту куклу, свершив великое таинство оживления неживого.

А чтобы вдохнуть в куклу жизнь и подарить голос,  нужен безупречный и понятный текст, драматургия, которую осилит кукла.

Вот тут — то на помощь и приходит Шварц. Пьесы этого драматурга  очищены  от речевых штампов. Шварц не прячет, не скрывает мысль, а, наоборот, стремится высказать ее словами самыми,  что ни на есть простыми. «Это не от привычки к детским пьесам я заставляю героев говорить несколько наивно. Это результат уверенности моей в том, что люди так и говорят», — вот как писал Шварц.

И как тут не согласится  с Борисом Петровичем,  Евгений Шварц  вернул  слову его прямую коммуникативную функцию, не позволив превратиться в маску, скрывающую подлинные мысли и чувства говорящего. Все написанное Шварцем — независимо от художественных достоинств — можно рассматривать как единый текст, пронизанный общей нравственной идее. Есть такая идея и в новом спектакле краснотурьинских актеров.  Режиссер так сформулировал  главную мысль:

  — Когда человек доброе дело делает, то он его должен делать с радостью. Потому что Вселенная, Бог позволяет, через тебя, творящего добро, исполнить чью-то  просьбу, молитву, мечту. Вот эта очень хорошая фраза удачно ложится к теме и к сюжету. Это основная мысль  и сподвигла  меня взять эту пьесу  Шварца для постановки.

Солдаты часто выступали героями народных сказаний, а   в нашем  в русском фольклоре сказки про солдат занимают особое место. В пьесе  Шварца, русский солдат не только на бранном поле герой, но и в мирное время творит добрые дела. Солдат защищает маленьких, слабых и обездоленных, наказывает злодеев, учит справедливости, всегда приходит на помощь всем нуждающимся, всегда готов поделиться всем, что у него есть, и бесстрашно пожертвовать собой ради других. Быть нужным, быть полезным – вот главное счастье для  человека.

Для кукольника счастье  — это быть полезным и важным для воспитания юного поколения зрителей, средствами искусства играющих кукол.

Елена Панёва.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker