«Их жизнь уже сама сложила повесть…» — Заря Урала

«Их жизнь уже сама сложила повесть…»

Скорбная дата для всех советских, а ныне-российских немцев — 28 августа, когда в 1941 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в регионах Поволжья».

Почти 80 лет прошло с тех пор, когда началась трагическая веха в судьбе немецкого народа, живущего уже несколько веков на территории Российского государства. Была упразднена  Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья (АССРНП), образованная еще в 1924 году. За короткий срок было выселено все немецкое население Республики немцев Поволжья на Урал, в Сибирь, Казахстан, в республики Средней Азии. Были также депортированы немцы Украины, Кавказа, Ленинграда. 1 млн 200 тысяч человек были переселены за первые месяцы войны. Тысячи и тысячи детей и женщин, пожилых и молодых были изгнаны из своих домов. Их загоняли в вагоны для перевозки скота и трюмы барж. Все они влачили жалкое существование и находились на грани жизни и смерти. У советских немцев в одночасье отняли все: гражданские права, имущество,могилы предков, возможность говорить на родном языке, сохранять свою культуру, традиции. На долгие годы к ним приклеили ярлык «враги народа».

Немногие, наверное, знают о том, что на фронтах Великой Отечественной войны было много представителей советских немцев, которые вместе с другими национальностями совершали героические подвиги, были награждены орденами и медалями. Среди них есть и Герои Советского Союза. Но об этом не принято было говорить вслух, эта информация не афишировалась.В сентябре-октябре 1941 года советские немцы снимались с фронтов, невзирая на чины и звания.

В истории существования «Трудовой армии» (1941– 1946 гг.) можно выделить несколько этапов. С каждым новым этапом  расширялся диапазон призывных возрастов: призывались мужчины в возрасте от 15 до 55 лет. Кроме того, мобилизации подверглись и женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет, кроме беременных и имевших детей до трехлетнего возраста. Более 316 тыс. советских немцев было мобилизовано в трудармию  за период с 1941 по 1945 годы.

Сотни тысяч трудармейцев работали в Воркутлаге, Сиблаге, Тагиллаге, Ивдельлаге, Богословлаге и других лагерях. Советские немцы называли себя трудармейцами, они хотели хоть как-то повысить свой социальный статус, который был занижен официальными властями до уровня заключенных.

Трудармия представляла собой лагеря для принудительных работ, это были «зоны», окруженные по всему периметру высоким колючим забором с круглосуточной вооруженной охраной, блок-постами караульных собак и дозорами. По трудармейцам, нарушавшим режим охраны, разрешалось применение оружия. Из трудармейцев, оказавшихся на объектах НКВД, формировались рабочие отрядычисленностью 1,5 – 2 тыс. человек, которые подразделялись на колонны, а  колонны – на бригады.

Неблагоприятные погодные условия, тяжелая работа, плохое питание, необеспеченность одеждой, особенно зимой, отсутствие мест обогрева, продолжительный рабочий день – все это поставило тысячи мобилизованных немцев на грань выживания. В отдельных рабочих колоннах на объектах НКВД смертность в 1942 году значительно превышала среднюю по наркомату. Особенно «отличились» 4 лагеря НКВД: Севжелдорлаг — 20,8 %; Соликамлаг — 19 %; Тавдинлаг — 17,9 %; Богословлаг — 17,2 %.

Но все же трудармейцы ковали победу в тылу вместе с представителями других национальностей. По инициативе партийно-комсомольского актива проводился сбор средств в помощь Красной Армии. Трудармейцы, строившие Богословский алюминиевый завод,отдавали к каждому празднику от своей скудной дневной нормы по 200 г хлеба, чтобы испечь печенье и отправить бойцам на фронт. Кроме этого, трудармейцами немецкой национальности было собрано свыше двух миллионов рублей на вооружение Красной Армии.

В адрес рудармейцев Богословстроя пришла телеграмма, подписанная самим Сталиным, где говорилось: «Прошу передать рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим немецкой национальности, работающим на БАЗстрое, собравшим 353783 рубля на строительство танков и 1 миллион 820 тысяч рублей на строительство эскадрильи самолетов мой братский привет и благодарность Красной Армии».

После окончания войны началась постепенная ликвидация всех «зон», а трудармейцев перевели на положение спецпоселенцев. Немцам по-прежнему запрещалось самостоятельно уходить с предприятий и покидать место жительства без разрешения органов НКВД.

Только в декабре 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были сняты огульные обвинения с советских немцев. Но возвращаться в родные места они не имели права и еще многие годы ощущали на себе негласные запреты.  Лишь в 1991 году была узаконена полная реабилитация репрессированных.  К сожалению, многие трудармейцы не дожили до этой поры.

Каждая немецкая семья испытала на себе ужас трудармии и спецпоселения. Не избежали этой участи и мои родственники. Мой отец Баус Альберт Яковлевич был выселен со своими родителями и братьями из Республики немцев Поволжья в Красноярский край, где находился в трудармии и на спецпоселении, а затем прибыл на Урал. Моя мама Елена Генриховна была на спецпоселении в Архангельской области. Мой дядя Баус Филипп Яковлевич был в трудармии в Богословлаге.

Нельзя позволить стереть эту трагическую страницу жизни из нашей памяти. Для этого создаются памятники, чтобы помнили о тех, кто своим героическим трудом приближал день Победы. Благодаря Ивану Филипповичу Вайсу увидела свет Книга Памяти, в которую занесены имена 3462 трудармейцев, погибших в Богословлаге.

На плотине городского пруда в 1995 году в память о погибших трудармейцахбыл торжественно открыт памятник. Инициаторами создания памятника были одни из основателей немецкого общества «Возрождение»  А.Г.Эйзенах и И.Ф.Вайс. Воплотить идею в жизнь удалось Ивану Филипповичу Вайсу, т.к. к тому времени Александр Генрихович Эйзенах умер.

На плитах — надписи  на немецком и русском языках: «ТрудармейцамБогословлага НКВД – строителям города, алюминиевого завода и теплоэлектроцентрали 1941-1945 / Никто не забыт – ничто не забыто». В последующие годы добавляли таблички с именами погибших (на 2008 год – 1309 имен). Это тоже своеобразная Книга Памяти, но только из камня.

В этот день мы не только с печалью вспоминаем прошлое и скорбим по десяткам, сотням тысяч российских немцев, но и думаем о будущем. Нам необходимо сохранять родной язык, культуру, национальные традиции российских немцев и передавать их будущим поколениям.

В статье использованы материалы  портала RusDeutsch, раздел «История немцев России».

Ольга Смышляева.

Показать еще

Возможно интересно

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker