«Депо фотографических принадлежностей» – креативная выставка в Краснотурьинском краеведческом музее — Заря Урала

«Депо фотографических принадлежностей» – креативная выставка в Краснотурьинском краеведческом музее

Фотография – прекрасное изобретение, показывающее нам мир таким, каким он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда. Самое первое закрепленное изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, а первый устойчивый цветной фотоснимок создан шотландцем Джеймсом Максвеллом в 1861 году.

Стартом экспозиции «Депо фотографических принадлежностей» стал стенд, рассказывающий об истории фотодела в России. Рядом с ним мы и начинаем разговор с инициатором выставки.

– Приятно, что здесь есть авторские снимки изобретателя радио Александра Степановича Попова, который к тому же был страстным фотографом,– говорит Павел Леонидович Попов, известный в Краснотурьинске энтузиаст краеведения и коллекционер, счастливый однофамилец нашего знаменитого земляка.

Заметим для читателей, что в Мемориальном музее А.С. Попова есть снимок, который сделал великий изобретатель в 1894 году с колокольни храма Максима Исповедника.

– Павел Леонидович, с восторгом рассматриваю ваши фото-раритеты и удивляюсь, где вы храните такие «богатства»?

– Сначала все помещалось в квартире, потом, когда коллекция увеличилась (спасибо дарителям!), большую часть перенес в гараж. На всякий случай упаковал все в 2-3 пакета, чтобы спасти от сырости. И, Славу Богу, техника в порядке,  можно и сейчас пользоваться, несмотря на то, что время ее ушло.

История моей коллекции совпадает с историей советской фотографии. Сначала была пленочная – с непростым и достаточно долгим процессом обработки, когда ожидаешь–состоится чудо рождения фотографии или нет?!  А потом счастье: остановись, мгновенье, ты прекрасно!

С появлением «мыльниц», когда равнодушная техника лишила нас ощущения творчества, многие фотографы стали терять интерес к этому занятию. С эпохой цифровизации искусство фотографии снова вернулось в процесс, когда ты можешь вносить коррективы в художественное изображение, которое потом, к сожалению, не всегда доходит до печати, зато может использоваться в современных мультимедийных проектах. И там его картинку эмоционально поддержат различные визуальные эффекты, музыка и звуки, ведь фотография – это искусство и удивительное техническое проникновение в действительность.

…Тем временем пришла пора начала презентации выставки из предметов коллекции Павла Попова и фондов Краснотурьинского краеведческого музея в Президент-зале.

– Спасибо огромное сотрудникам нашего музея за преображение моей коллекции в замечательную экспозицию. У слова «депо», оказывается, 7 значений, одно из которых «склад», Людмила Тишкина и Юрий Бочкарев профессионально и творчески преобразили «склад» в «тематическое собрание», – так начал свое выступление Павел  Попов, создатель потрясающих медиапроектов о Краснотурьинске (истории города и БАЗа), и верный друг Краснотурьинского краеведческого музея. Об этом и сказал в приветственном слове  Юрий Владимирович Гунгер, отметив большой вклад Павла Леонидовича в фонды музея.

Гости творческого мероприятия с восхищением высказались об оформлении выставки в стиле ретро-фотолаборатории в черно-белых тонах. Павел Леонидович просто потрясающе провел экскурсию по экспозиции из раритетных (более 50!) фотоаппаратов, кинокамер, многочисленных фотопринадлежностей. С воодушевлением рассказывал о первой своей «Смене», как в детстве его обучали секретам мастерства корреспонденты «Зари Урала» Виталий Петрик и Николай Белянкин.

Гости презентации увидели настоящие раритеты: «Фотокорр», выпускаемый в СССР с 1929 года, «ФЭД»– первый экземпляр которого сделали в Харьковской детской трудовой колонии имени Ф.Э. Дзержинского в 1934 году, и  «Зенит», принадлежавший Ивану Яковлевичу Вальтеру.

Павел Леонидович увлеченно рассказывал о таинствах процессов изготовления пленочной фотографии, например, что нужно было сделать, чтобы вместо обычных бликов на воде получились звездочки. И гости дружно подключились к ностальгическим воспоминаниям о проявке фотографий в ванных комнатах под загадочный свет красного фонаря…

А Павел Леонидович читал стихи и рассказывал о своих  наставниках Иване Вальтере и Викторе Кромме. В их честь сотрудники музея оформили специальный стенд!

Имя Ивана Вальтера, фотооформителя Богословского алюминиевого завода, хорошо известно в нашем городе.

Не один десяток лет отдал Иван Яковлевич родному предприятию, оформил не одну сотню различных альбомов и буклетов, рассказывающих о жизни завода, о его замечательных людях. Он – автор портретов передовиков производства на заводской Галерее Почета, художник-оформитель театральных спектаклей и праздников во  Дворце культуры БАЗа. Ивана Яковлевича называли городским «патриархом черно-белой фотографии».

На презентацию пришел старший товарищ Павла Попова – фотограф Виктор Андреевич Кромм, он сразу включился в оживленную атмосферу происходящего. Вспомнил, как  в 1956 году записался в фотокружок, что был в ДК БАЗа, а руководил кружком Иван Яковлевич Вальтер… В итоге – с юности и на протяжении всей своей жизни Виктор не расставался с фотографией, совершенствуясь в этом искусстве и передавая свой опыт краснотурьинским мальчишкам.

Работая на БАЗе, он познакомился с фотографом-любителем Константином Устюжаниновым и занялся фотографией более основательно, а затем и кино. В 1975 году  перешел работать в УЦМР. Начальник треста Сергей Степанович Тихомиров, узнав, что Кромм владеет фото- и кинокамерой, предложил создать в управлении лабораторию. В то время были сняты фильмы об открытии Мемориала на Бульваре Мира, спартакиадах и о сплавах по реке Сосьве.

Вернемся к экспозиции – с потрясающей коллекцией прекрасно сочетались «изюминки»– панно из пакетов фотобумаги – аж с1951 года и старинная этажерка с книгами по фотографии, издания разных лет. Настоящим украшением выставки стали портреты краснотурьинцев-участников Великой Отечественной войны– авторские работы профессионального фотографа Вадима Смалькова к 60-летию Победы…

– Павел Леонидович! А какую фотографию вы считаете своей главной удачей?

–У меня есть подборка фотографий, которые мне очень нравятся. Самому  трудно выделить из них самую удачную. Может быть, когда-нибудь получится организовать выставку, тогда зрители оценят и выберут такую, – ответил Павел Попов.

А мы знаем, что у Павла Леонидовича есть фотография – оригинальная по композиции и очень креативная. Это снимок с крыши УПИ: перспективный вид Заречного района, далее горы и прекрасное небо.

Пожелаем Павлу Леонидовичу творческого полета в его новых изысканиях!

Татьяна Мальцева.

Фото автора и из архива Павла Попова.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker