40 лет со дня смерти Владимира Высоцкого: краснотурьинцы вспоминают и размышляют…
25 июля 1980 года не стало Владимира Семеновича Высоцкого, выдающегося актера театра и кино, поэта, гражданина.
Его популярность в 70-е годы, несмотря на то, что на официальном уровне для этого не делалось практически ничего, была невероятна, огромна и сравнима разве что с известностью Юрия Гагарина. Его вклад в национальную культуру невозможно переоценить.
Владимир Высоцкий был одним из ярких и самобытных актеров Таганки. Он поступил на сцену легендарного театра в 1964 году и служил ей до самой смерти. Более 20 ролей — Гамлет, Галилей, Пугачев, Лопахин, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных Высоцким под руководством Юрия Петровича Любимова, вошли в «золотой фонд» театра.
Он сыграл также более 30 ролей в кино. Наиболее заметными среди них стали работы в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек» и другие.
Владимир Высоцкий оставил после себя уникальное литературное наследие. Он написал более 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей. В общей сложности его перу принадлежит более 850 поэтических произведений.
18 июля 1980 года Владимир Высоцкий последний раз появился перед публикой в образе Гамлета, своей самой знаменитой театральной роли.
25 июля 1980 года его не стало: он умер во сне в собственной квартире на Малой Грузинской.
Владимир Семенович Высоцкий был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище…
Виктор Ревенко, житель городского округа Краснотурьинск:
— О Владимире Высоцком, как и большинство людей, я узнал, посмотрев фильм «Вертикаль». В 1968 году в Свердловске купил черную гибкую пластинку с песнями из этого фильма. Занимаясь туризмом, мы постоянно пели эти песни. С каждым годом Владимир Семенович писал все более мощные песни.
На протяжении многих лет через Бориса Оглоблина я посылал в Москву Андрею Крылову, одному из самых, а, возможно, и самому серьезному исследователю творчества Высоцкого, статьи из газет, где цитируются строки из песен Поэта.
Оказывается, многие журналисты очень часто для раскрытия темы публикуют в своих статьях слова из песен Высоцкого. С ним могут сравниться только Ильф и Петров.
Что интересно, и Высоцкий, и Ильф и Петров по объему написали не так уж и много по сравнению с другими. Но емких фраз, крылатых выражений у них на порядок больше.
Недавно Крылов прислал мне две своих книги с дарственной подписью. Было очень приятно.
Юрий Попов, ветеран Богословского алюминиевого завода:
— День 28 июля 1980 года помню хорошо. Мы с семьей, ожидая рейс самолета в Крым, сидели в номере гостиницы в Кольцово. И вдруг по радио слышим — в Москве состоялись похороны Владимира Высоцкого. Как говорится, обухом по голове! Не помню, как уж и долетели мы до Симферополя, но всю дорогу думал только о нем, Володе Высоцком. С его песнями познакомился еще в юном возрасте, когда произведения Высоцкого издавались на «костлявых» пластинках, на рентгеновских пленках. Все дворовые мальчишки слушали только его. А потом увидел его в фильмах, сразу влюбился. Сильный, красивый, настоящий герой, которому хотелось подражать. Фильм «Вертикаль» смотрел несколько раз. А уж телесериал «Место встречи изменить нельзя» — это особый случай, никто так еще не играл, Глеб Жеглов – легенда!
Валерий Ряпосов, житель поселка Рудничный:
— В 60-х годах я учился в Пермском педагогическом институте. Пожалуй, самым посещаемым вузовским предметом нашей студенческой братии были встречи с песней Высоцкого. Его голос часто звучал в общежитии, пусть, и не на всю мощь, так как Володя был под запретом у властей, но мы пели! Переписывали слова, учили тексты, ждали новых известий о творчестве поэта. А их в СССР почти не было, они приходили к нам какими-то окольными путями, как говорится, чисто людским методом. Сейчас я понимаю, что это была народная любовь. И она передавалась из поколения в поколение. Когда в свой день рождения я получил от сына огромную пластинку-гигант фирмы «Мелодия» с альбомом песен Владимира Высоцкого, безумно обрадовался! Кстати, в нашем семейном архиве до сих пор хранятся фотографии и вырезки из газет, посвященные великому поэту.
Павел Попов, краевед:
— Разумеется, в моей фонотеке, которую веду многие годы, огромное количество записей песен Владимира Высоцкого, множество материалов о творчестве поэта и актере, его жизненном пути.
Конечно, с таким человеком хотелось бы встретиться, но лично повидаться не пришлось. Зато у меня есть замечательные друзья, которые видели Володю живым. Александр Сысоев даже написал книгу «Хроники счастливой встречи», которую подарил и мне. А Евгений Чулков признан лучшим исполнителем песен Высоцкого, он был участником фестиваля, который проходит в Чехии.
И еще один человек, близкий Владимиру Высоцкому, это его первая жена Иза Константиновна, актриса драматического театра Нижнего Тагила. Мне посчастливилось познакомиться с ней. Было это 20 мая 2016 года. Меня представили: «Это – Паша» и усадили рядышком, в кресло зрительного зала. Мы были участниками Международного фестиваля, посвященного творчеству Булата Окуджавы. А потом смотрели премьеру спектакля «Батальное полотно». Но я больше смотрел на Изу Константиновну, какая очаровательная женщина, удивительно красивая!
Александр Никишов, журналист газеты «Заря Урала»:
— Владимира Высоцкого я услышал в 9-м классе. Тогда, в 1970 году мы, одноклассники, после уроков собирались у Сережи Крючкова и слушали необычные, волнующие песни на магнитофонной приставке «Нота». Из всего нашего класса такие новинки были только у Сережи и Юры Малюкова.
Мы в немом оцепенении вбирали в себя хриплый настойчивый голос, оживляющий неодушевленный «Як»-истребитель», песни о спорте, о горах, о войне. Для его баллад о любви мы, видимо, еще не созрели – эту великую ниву будоражили в нас Валерий Ободзинский, Маришка Вереш из «Шокен Блю» и «Битлз». Других «просветителей» просто не было, а телевидение и радио Высоцкого игнорировали.
Спустя годы творчество Володи захватывало все больше. Его строки и строфы заставляли по-новому смотреть на людей, здраво оценивать окружающий мир и еще сильнее влюбляться в неисчерпаемость русского языка.
Занозой сидела в сердце невозможность поездки в Москву и знакомство с выдающейся личностью. Лишь в 1990 году я пришел к Володе на Ваганьковское, когда приехал участвовать в Московском международном марафоне мира. Возложил цветы, смотрел, как это делают другие и долго сдерживал спазмы в горле, шепча: «Не дали допеть, не дали дожить…»
Наконец-то и сейчас мой сын «дорос» до Высоцкого, взыскательно смотрит фильмы с его участием, слушает песни, многое расспрашивает, светлеет душой и разумом.
И молодая поросль, работающая с нами на подготовке марафона «Конжак», с не показным вниманием слушает ночью у костра песни Высоцкого в исполнении Максима Салаватова, Владимира Герасимова, Валерия Богданова.
Значит, семена дают всходы. И творчество Владимира Семеновича не иссякнет, не исчезнет в веках.
Людмила Колесова.