Пути к прекрасному бесконечны
В преддверии Дня 8 марта мы хотим рассказать вам о женщине, чей вклад в нравственное развитие юных горожан и многолетнее прославление Краснотурьинска трудно переоценить. Знакомьтесь – Марина Иоганесовна ГРАФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Краснотурьинской детской художественной школы.
Наверное, такой и должна быть рабочая обстановка у творческих людей – легкий, но осмысленный беспорядок, волнение, суета. Кто-то на полу раскладывает свои акварели и рисунки (приходится обходить и перешагивать), кто-то скрепляет работы в гирлянду для предстоящей демонстрации, кто-то комбинирует, не довольствуясь цветовой гаммой, и переставляет листы, а кто сосредоточенно застыл у мольберта, корпя над заключительными штрихами. Так выглядит подготовка к предстоящему просмотру учебных работ.
Мария Иоганесовна не спеша подходит к своим воспитанникам и, не отвлекая от процесса, кратко знакомит.
— Вот Виталий Красильников, ученик 8 класса школы № 23. Отучился у нас уже восемь лет и твердо намерен поступать в вуз художественного направления.
— Наверное, в Питер? – поинтересовался я. Туда многие из краснотурьинцев поступали.
— Да, я знаю. Но пока не решил.
На листе ватмана он воплощал собор Василия Блаженного. Прежде чем отойти, Марина Иоганесовна нежно погладила Виталия по голове. Меня словно молнией пронзило! Какой светлый и по-матерински чистый жест. Когда я последний раз подобное видел? В современной жизни такое видишь все реже и реже.
— Это голландские натюрморты, написанные Анастасией Раховой (школа № 17), — продолжила наставница. – Непременным атрибутом жанра являются белая скатерть, ветчина, металлический сосуд, лимон с надрезанной свисающей корочкой. Но мы отступаем от канонов, слегка импровизируем. Не правда ли, хорошо получилось?
Александра Катаева, ученица 11 «А» школы № 17 приходит сюда одиннадцатый год и чувствует себя уверенно и раскрепощено.
— Я буду поступать в Государственный институт кино и телевидения в Санкт-Петербурге.
— Кем хочешь быть?
— Художником анимации. Сейчас усиленно готовлюсь.
Я поинтересовался у Марины Иоганесовны:
— Как вам удается подвести ребят к такому уровню и окрылить их высокой мечтой?
— Только индивидуальным подходом, методом личного показа. Сажусь рядом и показываю, как надо делать. Особенно на уроках каллиграфии.
— Это же самое простое, — удивляюсь я, — почти чистописание в школе.
— Отнюдь. Сегодня ручное письмо – настоящая проблема, ребята пишут плохо, работают в основном с клавишами. А каллиграфия как раз развивает ум, интеллект, мышление. Я твердо уверена: кто красиво пишет, тот и красиво мыслит. И работы по напряжению и времени не уступают заучиванию стихов или чтению классики. Пойдемте, я покажу вам.
В холле мирно покоятся работы упомянутого жанра.
— Вот вам и поэтическая каллиграфия Тани Боровиковой на тему лермонтовского «Паруса».
Действительно, все три строфы Михаила Юрьевича уместились в вымпел, мачту с парусом, судно и струящуюся волну.
— А это работа международного дипломанта.
— Где же табличка?
На обороте рисунка меня удостоверяют надписью: «Власова Алиса, 12 лет. «Подарок». Диплом I степени Петербургского международного биеннале «Буква. Слово. Книга». 2016».
— Должно быть, дети устают от таких нагрузок? Я вижу, как это нелегко.
— Вы правы лишь отчасти. Здесь они переключаются от уроков в школе и отдыхают, ведь смена занятий – лучший отдых. Кроме того, они участвуют в городских, окружных, областных пленэрах, а общение с природой всегда благотворно.
Мы возвращаемся в учебный класс, где по-прежнему царит тишина. Марина Иоганесовна, подходя к каждому, смотрит, оценивает, подсказывает.
— По колориту хорошо.
— Тут надо расширить руку, кисти сделай крупней.
— А фон у тебя правильный? Какое время года?
— Обогати первый план.
— Отходи почаще, смотри издалека.
На моих глазах рождался маленький шедевр. Вероника Сергеева (9 класс школы № 9) белым карандашом оживляла серый пастельный лист. По мановению ее руки, словно из тумана вырастали высокие жилые дома, нависающие над ветхой избушкой. Процесс увлекал сильнее, чем замедленное кино.
— Такому научить невозможно, — подумал я. И тут же понимал, что человеку, самому прошедшему все ступени творческого роста и снискавшему лавры признания, подвластно все.
Только за последние три года Марина Иоганесовна участвовала в 11 выставках — во Всесоюзной выставке акварели в г. Кургане, в межрегиональной выставке СХР «УРАЛ XI», во Всероссийском биеннале графики «УРАЛ ГРАФО».
Она — лауреат выставок творческих работ членов Свердловского Представительства Международного Союза педагогов-художников, лауреат 1 и 2 степени Областного конкурса исполнительского мастерства преподавателей «Грани мастерства». Лауреат премии губернатора Свердловской области «За лучшую педагогическую работу года -2017». Член Свердловского Представительства Международного Союза педагогов-художников.
Но это – лишь одна сторона медали, не потускневшей от пролитого пота, вобравшей муки поисков и творчества. На оборотной – еще целый сонм увлечений и занятий. Прогулки на лыжах и катание на коньках, многолетняя любовь к цветоводству (ландшафтный дизайн своего садового участка возвела в искусство, высадив и оформив многие десятки сортов).
— Люблю изысканную кулинарию, приготовленную самой, — признается Марина Иоганесовна, — к этому приучила мама. Могу часами шить и вязать. Обожаю живопись, акварели, пленэры. А еще люблю фотографировать. Для этого нужна натура. Ее я нахожу во время прогулок в лес и путешествий по стране и Европе.
— Не обходили вниманием музеи и галереи?
— Конечно. Была в Дрезденской галерее и, по моему мнению, наши собрания (особенно в Питере) лучше и богаче. Русская живопись многогранней, глубже, человечнее. Она, как и советские кино, театр, литература, наполняет тебя чувством прекрасного и возвышенного. И пока источник не угас, путь к нему открыт для любого.
Александр НИКИШОВ.
Фото из личного архива Марины Граф.