«Мы вернулись с той войны» — Заря Урала

«Мы вернулись с той войны»

15 февраля – памятный день, именно в этот  день в далеком 1989 году день последний советский солдат покинул афганскую землю.

В 2019 году мы отмечали 30-летие вывода советских войск из Афганистана. В Северном управленческом округе было принято решение о создании книги про воинов-афганцев, а так как Краснотурьинский краеведческий музей является хранителем истории нашего города, то сбором материала занялись именно мы.

Неизвестно когда будет издана эта книга – может, через год, а может, через пять. Собирая материал о наших земляках, нам хотелось бы как можно быстрее рассказать о них.

Воины-афганцы отличаются скромностью и сдержанностью, они не любят говорить и вспоминать о войне, стараются отшучиваться или переводят разговор другие темы, но нам удалось записать несколько воспоминаний о той далекой войне.

Виктор Михайлович Борисов

Период службы в Афганистане — с  6 сентября 1985 г. по  декабрь 1986 г.

Призвался я в армию 21 октября 1984 года. Попал служить в команду «300» — пограничные войска. Нас было несколько человек, которые из призывного пункта в Егоршино попали по распределению в школу сержантского состава на Дальний Восток, в город Прогресс Хабаровского края. Полгода специальной  подготовки на командиров БМП и БТР.

В числе других выпускников школы, меня отправили на учебный пункт Халкаяр, где мы три месяца, с мая по август 1985 года, готовили молодых солдат для Афганистана. Учебка находилась на плато прямо у реки Пяндж (граница с Афганистаном) и часто по ночам с высоты мы наблюдали боевые действия на той стороне (вспышки разрывов, очереди трассеров, канонады залпов).

И вот, 6 сентября 1985г., мы, сержанты и молодое пополнение, с колонной, пересекли границу. Образ жизни и условия разнились с теми, откуда мы приехали: глиняные строения кишлаков, одежда, речь, вера – все иное.

Боевое крещение состоялось 17 сентября. При выходе группы для встречи и проведения транспортной колонны с территории СССР мы столкнулись с бандгруппой.

В этом боевом выходе получил смертельное ранение Валера Иванов (он был мой земляк, тоже из Свердловской области), один из прибывших со мной сержантов. 23 сентября он умер в госпитале в Душанбе на руках отца, который приехал к сыну.

25 сентября я справил свой первый день рождения в Афганистане. А 27-го сентября, при заходе в кишлак, подбили нашу БМП-2, где командиром был начальник заставы, капитан А. Ставила. Погиб наводчик, Виктор Смиренин, с моего призыва. Остальные — раненные, контуженные и обожженные.

В конце года, 21 декабря, при проводке транспортной колонны из Союза на Талукан, получил смертельное ранение и умер в госпитале капитан Алексей Ставила (ему было всего 29 лет, он был женат, и у него было двое детей).

Вот так «ознаменовались» эти первые четыре месяца службы в Афганистане.

Наша маневренная группа находилась в г. Имам-Сахиб, в построенных еще нашими специалистами, работавшими и жившими там до начала военных действий, объектах. Они представляли собой строения из глины – небольшие домики из 6-7 комнат. Также была своя столовая, клуб, баня-прачечная и свое подсобное хозяйство. Все было огорожено либо высокими дувалами, либо колючей проволокой и установлены минные поля.

Еда не баловала изобилием – каши, суп молочный из сгущенного молока, сухая картошка или макароны с тушенкой и хлеб, который был постоянно сыроват, и на ощупь напоминал пластилин.

30 июля 1986г., при разминировании минного поля возле расположения группы, подорвались сразу четверо саперов: майор Улеватый (прибывший к нам на точку в помощь как специалист) и трое солдат.  Майор Улеватый прослужил в Афганистане четыре года, и ему до замены оставалась неделя, а через две недели у него была назначена свадьба. Взрывом майору оторвало ступню одной ноги, а вторую перебило.

Через месяц, 1 сентября 1986 года, нашу группу обстреляли ракетами. В момент обстрела я вместе с механиком нашей БМП Виктором Драпаном находился возле машины. Ракета упала между нами, вся взрывная осколочная волна пошла на механика. Его сильно посекло, перебило бедра ног. Меня задело слегка, контузило. Нас отправили вертолетом в госпиталь г. Душанбе.

В палате  нас было пять человек, в том числе Виктор Грабовенко — тот самый, у кого в правом плече застряла неразорвавшаяся граната от АГС-17. Про этот случай потом много писали в газетах.

Врачи никак не могли определить, что за предмет они видят на рентгеновском снимке солдата. И только проходивший курс лечения в этом же госпитале майор Улеватый смог определить, что объект на снимке – это граната на боевом взводе. Любой удар по плечу, падение или что-то подобное – взрыв!

Позвонили в Москву, оттуда вылетело две бригады хирургов. Операция прошла в день рождения Виктора – ему исполнилось 20 лет. Прошла она успешно. А извлеченную из тела солдата гранату взорвали во дворе госпиталя…

25 сентября 1986 года, в день моего рождения, меня выписали из госпиталя. Попрощался с ребятами. Уже через несколько часов был в Афганистане, в группе, которая готовилась на боевой выход. Начальник заставы тут же попросил меня поехать на боевые. После ранения мне полагался отпуск (при части), и он об этом знал. Сказал: придем, и тогда «отгуляешь» свои две недели. Так оно и вышло.

А 18 декабря 1986 года я демобилизовался, и 21 декабря был уже дома, где стояли  тридцатиградусные морозы…

Виталий Васильевич Брендель

Период службы в Афганистане — с 3 августа 1985 г. по 5 мая 1987г.

Рассказывать о войне всегда тяжело, война – это боль, слезы, кровь и смерть твоих товарищей, а терять друзей – это самое страшное, что может быть. Поэтому, не буду описывать и рассказывать эти моменты, для меня это всегда очень тяжело, как будто переживаешь все заново.

Если кто-то смотрел фильм Федора Бондарчука «9 рота», то может представить, как все происходило там, на афганской земле. Конечно же, в фильме нельзя показать то, что чувствует человек, но те события, которые происходят в фильме, очень четко отражают то, что происходило со мной.

Первый день в Афганистане был примерно таким же, как и у Бондарчука. Военный аэродром, все время прилетают самолеты, молодые бойцы еще не могут понять, где они и зачем. Когда я сошел с трапа самолета, то первым впечатлением для меня было, это афганские горы, большие, величественные, их невозможно сравнить с нашими Уральскими горами.

Увидел вооруженных людей, сгоревший неподалеку самолет, все это говорило о военных действиях. Вот так и началась для меня военная служба в Афганистане…

Ну и, конечно же, самым радостным из дней был день возвращения домой. Дембелей оказалось много, думали, что придется ждать другой борт, но улетели все первым бортом, сразу 270 человек. У меня сейчас взрослые сыновья, подрастают внуки, и единственное, что хотелось бы, чтобы они никогда не пережили то, что пережил я, на той далекой афганской земле.

Андрей Васильевич Богданов

Период службы в Афганистане – с 1 ноября 1986 года по 22 февраля 1989 года

В 1986 году я был призван в ряды Советской Армии и зачислен в пограничные войска, где прошел обучение на командира БМП.

В один из дней нам объявили, что нас отправляют в Афганистан. В провинции Балх началась моя служба в 1-ой моторизованной маневренной группе. Нашими основными обязанностями было – недопущение передвижения бандитских групп, бандформирований и сопровождение наших военных колонн, с целью обеспечения их безопасности.

Моджахеды хорошо ориентировались на местности. В совершенстве владели навыками партизанской войны. Да и некоторая часть населения им помогала. Опасность исходила отовсюду – днем и ночью. Снайперы подкарауливали наших ребят постоянно. Были захваты солдат в плен. Ходили и оглядывались, боясь попасть в прицел. Конечно же, постоянное нервное напряжение изнуряло.

Мои родители не знали, что я служу в Афганистане, я не говорил им об этом, боясь, что они будут переживать за меня.

Ну а самым ярким воспоминанием на этой войне для меня стало  – это вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Это было неповторимое чувство: мы ехали домой, мы возвращались с войны. Несмотря на то, что погода в этот день была пасмурной, на душе было светло и солнечно.

Алексей Геннадьевич Маврин

Период службы в Афганистане — с 2 ноября 1987 года по 19 ноября 1989 года

Служить я начал в Фергане, затем нас направили в Афганистан для выполнения интернационального долга. Прилетев в Кабул, сразу на аэродроме стало понятно, что служба будет жаркой, в полном смысле этого слова. Июнь месяц, палящее солнце, казалось, что даже воздух был накален так, что ты стоишь у раскаленной печи. Жара достигала до +55 градусов, а на солнце +60, асфальт становился мягким, как пластилин, и идти по нему было очень неудобно. Именно такой погодой и встретил нас Афганистан.

Часто территория нашей дивизии подвергалось обстрелу, в день на нашу территорию падало до 140 снарядов. Я был связистом, и однажды получил задание тянуть телефонный провод. Хорошо запомнился этот день: мало того, что нужно было выполнить задание, проходило все под обстрелом, к счастью, все обошлось, даже без ранения.

Командование старалось скрасить нашу тяжелую армейскую боевую жизнь. Помню, как для нас организовали концерт Розенбаума. После посещения Афганистана в репертуаре знаменитого певца появились новые песни, они были про войну, про бойцов, про караваны.

Именно в Афганистане я встретил многих своих земляков — Валерия Мерзлякова, Владимира Чарушникова, Евгения Щочкина, Николая Теплоухова (из Серова) и многих других. Несмотря на то, что прошло уже много лет, мы до сих пор поддерживаем отношения.

Пусть пока это только маленькая часть той большой истории, которую мы напишем благодаря нашим воинам-афганцам. И накануне памятной даты хочется пожелать им здоровья, счастья, благополучия, а главное — МИРНОГО  НЕБА!

Когда из Афгана войска выводились,

У многих людей слезы градом катились,

И нам никогда не забыть этой даты.

Вы долг свой отдали, спасибо, солдаты!

Ирина Живаева, организатор экскурсий Краснотурьинского музея.

Показать еще

Возможно интересно

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker