Пути к прекрасному бесконечны — Заря Урала

Пути к прекрасному бесконечны

В преддверии Дня 8 марта мы хотим рассказать вам о женщине, чей вклад в нравственное развитие юных горожан и многолетнее прославление Краснотурьинска трудно переоценить. Знакомьтесь – Марина Иоганесовна ГРАФ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Краснотурьинской детской художественной школы.

Наверное, такой и должна быть рабочая обстановка у творческих людей – легкий, но осмысленный беспорядок, волнение, суета. Кто-то на полу раскладывает свои акварели и рисунки (приходится обходить и перешагивать), кто-то скрепляет работы в гирлянду для предстоящей демонстрации, кто-то комбинирует, не довольствуясь цветовой гаммой, и переставляет листы, а кто сосредоточенно застыл у мольберта, корпя над заключительными штрихами. Так выглядит подготовка к предстоящему просмотру учебных работ.

Мария Иоганесовна не спеша подходит к своим воспитанникам и, не отвлекая от процесса, кратко знакомит.

— Вот Виталий Красильников, ученик 8 класса школы № 23. Отучился у нас уже восемь лет и твердо намерен поступать в вуз художественного направления.

— Наверное, в Питер? – поинтересовался я. Туда многие из краснотурьинцев поступали.

— Да, я знаю. Но пока не решил.

На листе ватмана он воплощал собор Василия Блаженного. Прежде чем отойти, Марина Иоганесовна нежно погладила Виталия по голове. Меня словно молнией пронзило! Какой светлый и по-матерински чистый жест. Когда я последний раз подобное видел? В современной жизни такое видишь все реже и реже.

— Это голландские натюрморты, написанные Анастасией Раховой (школа № 17), — продолжила наставница. – Непременным атрибутом жанра являются белая скатерть, ветчина, металлический сосуд, лимон с надрезанной свисающей корочкой. Но мы отступаем от канонов, слегка импровизируем. Не правда ли, хорошо получилось?

Александра Катаева, ученица 11 «А» школы № 17 приходит сюда одиннадцатый год и чувствует себя уверенно и раскрепощено.

— Я буду поступать в Государственный институт кино и телевидения в Санкт-Петербурге.

— Кем хочешь быть?

— Художником анимации. Сейчас усиленно готовлюсь.

Я поинтересовался у Марины Иоганесовны:

— Как вам удается подвести ребят к такому уровню и окрылить их высокой мечтой?

— Только индивидуальным подходом, методом личного показа. Сажусь рядом и показываю, как надо делать. Особенно на уроках каллиграфии.

— Это же самое простое, — удивляюсь я, — почти чистописание в школе.

— Отнюдь. Сегодня ручное письмо – настоящая проблема, ребята пишут плохо, работают в основном с клавишами. А каллиграфия как раз развивает ум, интеллект, мышление. Я твердо уверена: кто красиво пишет, тот и красиво мыслит. И работы по напряжению и времени не уступают заучиванию стихов или чтению классики. Пойдемте, я покажу вам.

В холле мирно покоятся работы упомянутого жанра.

— Вот вам и поэтическая каллиграфия Тани Боровиковой на тему лермонтовского «Паруса».

Действительно, все три строфы Михаила Юрьевича уместились в вымпел, мачту с парусом, судно и струящуюся волну.

— А это работа международного дипломанта.

— Где же табличка?

На обороте рисунка меня удостоверяют надписью: «Власова Алиса, 12 лет. «Подарок». Диплом I степени Петербургского международного биеннале «Буква. Слово. Книга». 2016».

— Должно быть, дети устают от таких нагрузок? Я вижу, как это нелегко.

— Вы правы лишь отчасти. Здесь они переключаются от уроков в школе и отдыхают, ведь смена занятий – лучший отдых. Кроме того, они участвуют в городских, окружных, областных пленэрах, а общение с природой всегда благотворно.

Мы возвращаемся в учебный класс, где по-прежнему царит тишина. Марина Иоганесовна, подходя к каждому, смотрит, оценивает, подсказывает.

— По колориту хорошо.

— Тут надо расширить руку, кисти сделай крупней.

— А фон у тебя правильный? Какое время года?

— Обогати первый план.

— Отходи почаще, смотри издалека.

На моих глазах рождался маленький шедевр. Вероника Сергеева (9 класс школы № 9) белым карандашом оживляла серый пастельный лист. По мановению ее руки, словно из тумана вырастали высокие жилые дома, нависающие над ветхой избушкой. Процесс увлекал сильнее, чем замедленное кино.

— Такому научить невозможно, — подумал я. И тут же понимал, что человеку, самому прошедшему все ступени творческого роста и снискавшему лавры признания, подвластно все.

Только за последние три года Марина Иоганесовна участвовала в 11 выставках — во Всесоюзной выставке акварели в г. Кургане, в межрегиональной выставке СХР «УРАЛ XI», во Всероссийском биеннале графики «УРАЛ ГРАФО».

Она — лауреат выставок творческих работ членов Свердловского Представительства Международного Союза педагогов-художников, лауреат 1 и 2 степени Областного конкурса исполнительского мастерства преподавателей «Грани мастерства». Лауреат премии губернатора Свердловской области «За лучшую педагогическую работу года -2017». Член Свердловского Представительства Международного Союза педагогов-художников.

Но это – лишь одна сторона медали, не потускневшей от пролитого пота, вобравшей муки поисков и творчества. На оборотной – еще целый сонм увлечений и занятий. Прогулки на лыжах и катание на коньках, многолетняя любовь к цветоводству (ландшафтный дизайн своего садового участка возвела в искусство, высадив и оформив многие десятки сортов).

— Люблю изысканную кулинарию, приготовленную самой, — признается Марина Иоганесовна, — к этому приучила мама. Могу часами шить и вязать. Обожаю живопись, акварели, пленэры. А еще люблю фотографировать. Для этого нужна натура. Ее я нахожу во время прогулок в лес и путешествий по стране и Европе.

— Не обходили вниманием музеи и галереи?

— Конечно. Была в Дрезденской галерее и, по моему мнению, наши собрания (особенно в Питере) лучше и богаче. Русская живопись многогранней, глубже, человечнее. Она, как и советские кино, театр, литература, наполняет тебя чувством прекрасного и возвышенного.  И пока источник не угас, путь к нему открыт для любого.

Александр НИКИШОВ.

Фото из личного архива Марины Граф.

Показать еще

Возможно интересно

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker