Зачем нам логопед?

Я начала задавать этот вопрос, когда дочке исполнилось 4 года. Было много «за» и «против».
То, что некоторые звуки произносились не правильно, сразу бросалось в глаза. Но у большинства детей в садике было так же. К тому же, ну как такому малышу объяснить все эти сложные упражнения по гимнастике языка? В подготовительной группе будет работать логопед, может быть, за год до школы удастся все подтянуть, да и дети в этом возрасте уже сообразительней, более готовые к труду… Правда в группе под 20 человек, и сколько раз удастся позаниматься с профессионалом? Сколько времени логопед сможет нам уделить?
С другой стороны — реальные жизненные истории родителей о дислексии и дисграфии, которые мешали детям в начальной школе писать и читать. Причем ребенок полностью был развит и подготовлен к школе, но, к примеру, плохо читал или «проскакивал» буквы при письме. Вроде бы мелочь. Вроде бы чуть ниже оценка за письмо. И лишь через какое-то время, обращаясь к нейрологопедам, родители узнавали, что нужна помощь. Профессионалы помогали и сетовали на то, почему никто не обратил на это внимание еще до школы.
В сомнениях я обратилась к логопеду Центра детского творчества Светлане Анатольевне Малиновской. Она провела диагностику и научила нескольким интересным упражнениям. До сих пор помню и, при случае, передаю дальше стихотворение для гимнастики с массажными шариками для рук: «Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошки. А потом сожму немножко, как сжимает лапку кошка. Каждый пальчик я прижму, и опять играть начну».
Еще тогда я удивилась, как мне были знакомы и эти шарики-ежики, которые можно найти в любой аптеке, и эта гимнастика для языка, и некоторые упражнения. Когда у дедушки случился инсульт, ему дали точно такие же рекомендации. Это было давно, более 10 лет назад. Но раз врачи используют, значит так надо, решила я.
Занятия с логопедом отложила на год. Светлана Анатольевна сказала, что лучше не спешить. Пусть ребенок подрастет. Звуки могут встать сами в процессе общения.
Через год я стала брать в библиотеке логопедические книги, а потом мы познакомились с Алиной Алексеевной Клейн. С ней и пошли в этот «марафон» по работе с речью и письмом, который захватил не только годы садика, но и школу.
В подготовительной группе садика познакомились с Надеждой Борисовной Отставных. Она тоже наполнила базу знаний о логопедии и проблемах с речью у детей.
Мне кажется, это даже хорошо, что занятия выпали на садик и на первый класс, что мы с одной стороны не спешили, а с другой — не опаздывали. Основную базу Алина Алексеевна помогла «поставить» в садике, когда еще не было уроков. В школе было бы труднее из-за учебной нагрузки. А дополнительные занятия в первом классе в чем-то помогали закреплять проходимый материал. И мы наглядно «видели» как идет освоение каллиграфического письма.
По ходу освоения логопедических знаний, я заметила, как с каждым годом становится все больше игр и методических материалов. В первую очередь, для родителей. Если в начале я видела только книги, то потом появились карточки, специальные спинографы для работы обеими руками (для улучшения взаимодействия обоих полушариев мозга), «борды» для ног и рук, раскраски, блокноты с головоломками, специальные игровые трубочки для дыхания (и такие же в виде шарика и ворот для футбола). Только задай в поисковике запрос с фразы «логопедические игры», и поток разработок тут же хлынет на экран. Надоедает ребенку одна игра — можно взять другую.
Я же до сих пор помню, как мы брали большой поднос, мыльный раствор и трубочки. Тренировали дыхание. Играли в такую игру — «самый большой пузырь». Задача — сделать так, чтобы мыльный пузырь покрыл весь поднос. Поначалу пузыри лопаются, но потом, когда поднос хорошо пропитывается мыльным раствором, происходят чудеса.
И хотя, так много игр уже придумано, мне не хватило разнообразия текстов для чтения. Когда мы прочитывали одну книгу, читать ее по второму разу становилось скучно. В первом классе, когда ребенок уже умеет читать, тексты для дошкольников — малость. Хочется чего-то большего. А закреплять уже поставленные звуки, надо. Некоторые сказки и стихи я написала сама.
«Нужен ли моему ребенку логопед?» — решает каждый родитель сам. К своему удивлению узнала, что и более взрослые дети сами осознанно берут помощь логопеда. И быстро «ставят», к примеру, трудную букву «р».
База для развития сейчас бесподобная. Логопеды — готовы придти на помощь. Мне же хочется поблагодарить тех, кто прошел с нами весь этот путь и идет дальше. Полностью погрузившись в это «море», я понимаю, насколько непростой может быть работа логопеда-дефектолога. Насколько большим должен стать вклад родителей. Насколько тесным должно стать сотрудничество. Тем не менее — это все нужно и полезно для развития. Я это вижу сейчас, в школе. А кто-то может увидеть раньше, в дошкольном возрасте.
Закрепление звука «Ж»
Каждый: Женя, Жора, Жанна,
Анжелика и Снежана,
Джордж и Джек, Жан и Джульетта,
Жюль, Анджела и Жанетта,
И Серёжа, и Жаклин,
И Жерар, да и Жасмин,
И Жюли, и Джозефина, —
Знаю как жужжать красиво.
С ними вместе пожужжи:
Жу-жу-жу и жи-жи-жи,
Жа-жа-жа и жо-жо-жо —
Прожжужали хорошо!
Ирина Манакова.