Клинический логопед Таттыгуль Баатырова: «Самое главное для меня, что дети начинают красиво говорить!» — Заря Урала

Клинический логопед Таттыгуль Баатырова: «Самое главное для меня, что дети начинают красиво говорить!»

Научные статьи, регулярное участие в международных конференциях, форумах, постоянная учеба и курсы повышения квалификации, собственная методика и набор для самостоятельного логомассажа – сейчас уже сложно представить Таттыгуль Баатырову в другой профессии. Однако путь к тому, чтобы успешно помогать детям и взрослым с речевыми дефектами, был долгим и неожиданным.

Мы продолжаем рассказывать о мастерах своего дела.

Первое высшее образование Таттыгуль получила ещё в Бишкеке, окончив с отличием Киргизскую аграрную академию по специальности «товаровед-эксперт». В 90-е годы молодая семья переехала в Россию, потом появились дети. Третий ребенок родился с задержкой речевого развития.

Желая помочь собственному сыну, Таттыгуль начала учиться и, не выходя из декрета, стала клиническим логопедом. Прошла много курсов, профпереподготовку, освоила логомассаж. Позже уже начала помогать и соседским детям.

В Комплексном центре социального обслуживания населения Таттыгуль Джумабековна занималась с детьми и взрослыми, проработав там почти 6 лет. В 2023 году закончила с отличием магистратуру в Уральском государственном педагогическом университете.

В Центре соцобслуживания она работала со взрослыми инвалидами. Это в основном люди, пережившие инсульт, черепно-мозговую травму, инвалиды детства старше 18 лет.

— После инсульта зачастую есть проблемы с речью. Нарушение памяти, внимания. <…> Также выезжала на адреса к маломобильным людям. Проводила групповые занятия. Два раза в неделю вела для детей логопедические занятия. Со взрослыми в Центре занималась нейрофитнесом – упражнения на моторику, развития правого и левого полушария. Проще говоря, гимнастика мозга.

Летом прошлого года ей предложили должность логопеда в школе №19.

— Я тогда ещё не была готова – училась, защищала диплом. В феврале только пришла в школу. Помогаю школьникам. Приходят те дети, которые прошли специальную комиссию. Всех детей принимаю, никому не отказываю.

— Вы сказали, что начали заниматься логопедией из-за проблем сына с речью. Как мама, что Вы почувствовали?

— Это был шок. Я была как в клетке. Это было очень тяжело. С 11 месяцев мы наблюдались у невролога, лечились, ходили к логопедам. Особенно благодарна логопеду Любови Белоконовой. <…> Азирету уже исполнилось 7 лет, но он всё ещё плохо говорил. Каша во рту, никто не понимал его. Сын был записан в 32-ю школу, но в первый класс не пошёл, рекомендовали ещё поработать над речью. Остались ещё на один год в детском саду. Очень благодарна заведующей садика Наталье Викторовне Окуневой.

Потом танцевальные способности ребёнка заметил Владимир Вячеславович Ковалёв.

— Когда Владимир Вячеславович сказал, что у нашего сына есть способности, это было как второе дыхание. Потому что на тот момент у нас уже сформировалась мысль, что уже всё: он никому не нужен, раз не умеет разговаривать. Муж целый год возил его на репетиции, потом сказал, чтобы я научилась водить автомобиль и тоже возила. Так что благодаря сыну не только профессию новую освоила, но и научилась вождению.

Логомассаж или логопедический массаж – это техника прямого воздействия пальцами или специальными приспособлениями (зондами, шпателями, насадками) на мышцы участвующие в работе артикуляционного аппарата (лица, головы, шеи, языка, щек, губ, нёба). Цель такого массажа – нормализация мышечного тонуса.

Показанием является дизартрия, заикание, ринолалия, нарушения голоса, нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата. Также его полезно проводить детям с ДЦП, повышенным слюноотделением или невнятным звукопроизношением.

— Для работы Вам нужны какие-то специальные инструменты?

— Да, конечно. Есть специальные зонды.

Работает Таттыгуль Джумабековна в перчатках. Инструменты проходят трехэтапную обработку. Они (зонды) напоминают замысловатые крючки для вязания. Только если обычные крючки пряжу путают между собой, выстраивая в целое изделие, то эти «крючки» «распутывают» язык. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов.

— Вилочка, восьмерочка, малые саночки, большие саночки, толкальщик и т.д. В реабилитации был поток интенсивней. В школу ходят 12 детей прошедшие ПМПК, а также дети с нарушением звукопроизношения.

— Дети из других школ могут к Вам прийти?

— На консультацию – да. А так у каждой школы свой логопед. Сейчас много детей с нарушением речи. Открываются коррекционные классы. В нашей школе будут такой класс открывать.

***

— Сколько минимально нужно сеансов одному ребёнку?

— Я назначаю 10. Но каждый случай индивидуальный. Я смотрю, некоторым хватает 10-ти, некоторым – нет. Дизартрия — это серьёзно. Бывают разные формы – подкорковая, мозжечковая, корковая. <…> Если у ребёнка слабый мышечный тонус, то мы делаем стимулирующий массаж.

Очень разные дети приходят. Самое главное для Таттыгуль, по её словам, то, что дети начинают говорить и говорить правильно и красиво. Начинают коммуницировать со сверстниками, и довольны родители.

— Самое страшное было, когда пришел мальчик после пластики уздечки. Открыл рот, а там черные нитки, я испугалась. Нитки-то потом рассасываются, ко мне обычно приходили уже после рассасывания, а тут — до. Но у нас всё получилось, родители остались довольны.

— Что Вы чувствуете?

— Радость. Когда неговорящие дети начинают говорить, когда родители пишут слова благодарности… Настроение на весь день хорошее от того что помогла ребёнку. Как религиозный человек, молюсь за каждого ребенка. Муж мой говорит, что раз ко мне приходят, что не просто так. <…> Когда видят родители динамику. Когда начинают видеть, слышать речь своего ребёнка – большое счастье.

— По статистике детей какого пола с дефектами речи больше: девочек или мальчиков?

— Мальчиков.

— Отчего это может зависеть?

— Видимо у девочек более пластичный мозг. Даже свой ребёнок – мальчик – родился с задержкой развития речи. С дочкой не было проблем, все звуки выговаривала.

— Как сейчас дела у Вашего сына?

— Он учится здесь, перешел в 8 класс. В ушедшем учебном году нас сильно порадовал – стал одним лучших среди всех учащихся музыкальных школ города. Целый год выступал с баяном, фортепиано. Лучшим стал по классу фортепиано. Для нас это успех. Также в прошлом году ездили во Владимир с «Озорным воробьем», в Нижний Тагил. <…> Он сын, ребенок, который поменял мою жизнь.

— Для него с возрастом изменилось восприятие своих проблем с речью? Стеснялся, понимал, что что-то не так?

— Переживал. И сейчас иногда возвращается. Например, когда сильно переживает. Он контролирует себя. У него на парте есть свои зонды. Я ему напоминаю: «Азиретик, возьми вот этот, сделай вот это» и он сам может сделать массаж. Дизартрия всё равно даёт о себе знать.

Таттыгуль отмечает, что для благополучия ее детей много сделали педагоги на разных этапах жизни.

— Хочется выразить слова благодарности воспитателям детского сада №16, также педагогам школ №32 и №19, тренерам школы бокса, музыкальным руководителям музыкальной школы №1, руководителю хореографического ансамбля «Озорной воробей» Ковалеву Владимиру Вячеславовичу, преподавателю по шахматам Юле Константиновне Таныгиной, а также руководителю школьного театра Сергею Константинтиновичу Грудеву за огромный труд, за знания.

Помимо грамотного востребованного специалиста, Таттыгуль Баатырова ещё и многодетная мама. Старший сын сейчас учится в медицинском колледже на 4-м курсе, ранее окончил музыкальную школу. Дочка тоже учится в классе фортепиано в музыкальной школе, перешла в 6-й класс. Самый маленький – в 4-м классе, занимается боксом и шахматами, а также ходит в театральный кружок.

***

Таттыгуль постоянно учится новому. В день нашей встречи она конспектировала лекцию по курсу специалиста по межфункциональной коррекции речи, нарушения жевания, глотания. Учеба длилась 3 месяца.

— Очень устаю. Рано просыпаюсь, готовлю на всех завтрак, иду в школу, потом обед и ужин готовлю и иду на вторую работу, где принимаю в частном порядке. Занимаюсь с детьми. Время использую с умом.

К ней приходят дети не только с нашего города, но и из Карпинска, Кытлыма, Волчанска и даже Екатеринбурга.

— Особо себя нигде не рекламирую. В основном сами логопеды, воспитатели детского сада, родители рекомендуют меня. И это очень радует. Логопедия включает себя – педагогику, психологию, медицину. Изучая медицинское направление в логопедии, нужно знать анатомию языка, лица. Так как самое главное в нашей работе – это не навредить, ребёнку. Выбирая курсы повышения квалификации нужно быть внимательным. Один курс может дать 100% знания, но не всегда это именно то, что ты хотела. Там, где учат, что нужно всего-то погладить язык и ребёнок заговорит – сразу проходите мимо. Это не так.

— Как можно навредить?

— Там же мышцы. Точки различные. Если не знать или знать недостаточно, можно сделать хуже.

В самый первый раз, вспоминает Таттыгуль, она делала логомассаж девочке. На предыдущей работе коллега попросила ее посмотреть на ребенка знакомоя, которая плохо говорила. Девочку возили в Екатеринбург, а после встречи с Таттыгуль стали водить на сеансы к ней. В

— Мне выделили кабинет. И пришла эта девочка. Сейчас она учится здесь, в 19-й школе, толи в 3-м, то ли в 4-м классе. Теперь всякий раз, когда ее вижу, вспоминаю, как всё начиналось.

— Как родители самостоятельно могут понять, что с речью ребёнка что-то не так?

— Невнятная, нечеткая речь. Есть нормы речевого развития. Можно проанализировать, как должен в определенном возрасте ребенок говорить и как говорит. <…> Вообще эти нормы сейчас нужно пересматривать. Они уже не соответствуют действительности, это моё мнение. Сейчас дети тяжеленькие.

— Нужно сразу обращаться к специалисту?

— Да, чем раньше, тем лучше. Ребенок, например, в 3 года должен уже стихи рассказывать, что было в садике, кто обидел, просить что-то. Общаться активно. Сейчас в 3-4,5 года безречевые детки. Я аккуратно подхожу к этому. Логопед не имеет право ставить диагнозы, но мы же видим, что нужна помощь. Отправляем к неврологу на обследование. Врачи уже назначают медикаментозное лечение, физлечение. Сейчас многие дети оформляются на инвалидность по речи.

— Связи с чем такое большое количество отклонений?

— Мне кажется, это из-за лёгкой жизни. У нас очень мало физической нагрузки. Все роботизировано, все готово. Сидячий образ жизни. Не достает физической активности, физической нагрузки, поэтому тело испытывает трудности. Некачественное питание. С детства девочек надо на танцы записывать, чтобы она физически была готова, была выносливая. Я считаю, что нужно открывать кружки или курсы для беременных и заниматься с ними.

По словам Таттыгуль Баатыровой, речевые нарушения чаще всего связаны с родовыми травмами.

— Родители просят, чтобы я проводила открытые занятия, мастер-классы. Раньше был клуб для родителей. Если получится его возобновить на базе школы, будет замечательно. Надо еще и психолога подключить. Хорошо, когда команда работает. И когда есть поддержка руководства.

— Какой совет бы дали будущей маме?

— Мой совет классический: заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, обучаться, развиваться. Читать. Не употреблять спиртное, не курить.

— А совет для пап?

— Папа во всём пусть поддерживает маму. Следит за своим здоровьем и также развивается.

— Генетика может как-то повлиять?

— Наследственность, инфекционные заболевания. Например, от перенесенного, осложнённого отита в большой мере страдает развитие речи, искаженное развитие ее компонентов. В итоге в школьном возрасте могут возникнуть и дисграфические и дислексические нарушения. 

 

Алёна Лучникова 

Фото из личного архива

Тэги
Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker