К 130-летию Краснотурьинского краеведческого музея: как неравнодушие победило неверие (1960 – 1970-е годы) — Заря Урала

К 130-летию Краснотурьинского краеведческого музея: как неравнодушие победило неверие (1960 – 1970-е годы)

«Родина – ведь это тоже книга, которую мы пишем для себя»,  – строками русского поэта Ильи Сельвинского начнем повествование о следующем, насыщенном кардинальными преобразованиями периоде в жизни Краснотурьинского музея. Сохранить историю малой родины считали своим долгом многие неравнодушные люди нашего города: боролись за музей в прямом и переносном смысле.

Первая экспозиция по истории Турьинских Рудников – Краснотурьинска

…Решением горисполкома от 27 сентября 1961 года музей был преобразован из мемориального А.С. Попова в городской краеведческий музей имени А.С. Попова (причиной посчитали отсутствие подлинных экспонатов и, следовательно, не увидели перспективность развития музея как мемориального). Другого мнения была дочь ученого Е.А. Попова-Кьяндская: это решение для нее стало ударом, который она с трудом пережила. Переписка с Екатериной Александровной на какой-то период прекратилась.

В 1965 году секретарем по идеологии ГК КПСС была избрана Мария Петровна Антропова, работавшая ранее заведующей отделом культуры и ответственным секретарем Краснотурьинского исполкома. Не равнодушная к судьбе музея, она восстановила контакт с семьей А.С. Попова.

В это время в городе активно работал совет краеведения под руководством заместителя председателя  исполкома Александра Семеновича Мелехина, а также функционировало Краснотурьинское отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, где ответственным секретарем был учитель Василий Иванович Киричек. В созданном краеведческом музее по настоянию общественности города была оформлена экспозиция по истории Краснотурьинска, охватывавшая период от начала разработки рудников Максимом Походяшиным до 50-х годов XX века. В сборе архивных материалов музейщикам помогали ветераны партии и комсомола: П.К. Чулочников, Ф.Н. Уфимцев, Ф.П. Тумашов, Ш.Г. Батыров, И.В. Уфимцев и другие. Экспозицию оформил местный художник Л. Хайбуллин.

Несмотря на то, что экспозиция была весьма скромной и по содержанию, и по оформлению, она дала возможность преподавателям школ города проводить здесь уроки истории, вести патриотическую работу.

Но музейщики и краеведы понимали, что разместить полноценную экспозицию по истории города (а музейные коллекции постоянно пополнялись) и экспозицию о А.С. Попове в таком маленьком домике, площадью 165 кв. м, конечно, невозможно. Поэтому вопрос о площадях для музея неоднократно обсуждался на различных уровнях и в различных инстанциях.

Вновь перипетии с Федоровским музеем

Уже давно шли разговоры о том, что Министерство геологии РСФСР отказывается содержать Федоровский геологический музей и считает целесообразным передать его в ведение Министерства культуры РСФСР. 27 мая 1968 года Уральское геологическое управление передало учреждение Свердловскому областному управлению культуры. Татьяна Петровна Елтышева, возглавлявшая Федоровский музей, весьма отрицательно отнеслась к этому решению, беспокоясь о том, что геологи не будут заботиться о комплектовании каменных коллекций. Но войдя в состав Краснотурьинского отдела культуры, Федоровский музей остался самостоятельным учреждением с тем же составом сотрудников – Т.П. Елтышевой, Л.И. Жиляковой, Г.В. Уфимцевой. Кроме того, произошло некоторое улучшение его материальной базы. А вот через 8 лет, в 1976 году, когда уже заканчивалось строительство главного здания, Федоровский геологический музей стал подразделением краеведческого.

А как насчет мемориального музея А.С. Попова?

Екатерина Александровна Попова-Кьяндская и Научно-техническое общество радио, электроники и связи (НТОРЭиС) имени А.С. Попова, в лице председателя исторической комиссии Игоря Васильевича Бренева (академика и племянника А.П. Чехова), не оставляли мысли об увековечивании памяти изобретателя радио – создании мемориального музея Александра Степановича Попова на его родине. В 1971 году директора Краснотурьинского музея Г.Г. Вульф пригласили в Москву на заседание Центрального правления НТОРЭиС им. А.С. Попова при Министерстве связи СССР. Мероприятие было посвящено подготовке к празднованию 80-летия со дня изобретения радио и вопросам увековечивания памяти ученого. Галина Герасимовна Вульф рассказала о работе музея, связанной с именем А.С. Попова на его родине. ЦП НТОРЭиС приняло решение, одним из пунктов которого было «ходатайствовать перед Краснотурьинским ГК КПСС и горисполкомом об освобождении дома семьи Поповых от экспозиции по истории города для создания в доме только мемориального музея А.С. Попова».

Интрига со строительством главного здания музея

2 марта 1971 года на совещании ГК КПСС первым секретарем Николаем Мироновичем Тишкиным была впервые высказана мысль о строительстве нового здания для краеведческого музея рядом с домом семьи Поповых. Но где было взять средства? В это время в Краснотурьинске часто бывал министр цветной металлургии П.Ф. Ломако. В один из приездов он посетил музей. Сотрудники рассказали ему о сложившейся ситуации: тесно, негде развернуть экспозиции по истории города и завода, о жизни и деятельности А.С. Попова. Дом в то время отапливался дровами, холодно было и работникам, и посетителям. В общем, попросили у министра помощи в строительстве нового здания рядом с музеем. Все осмотрев, Петр Фадеевич сначала помолчал, потом спросил о фондах: много ли собрано материалов по истории завода. Прощаясь, сказал: «Деньги дам на бытовку, я не Министерство культуры, а вы здесь решайте».

В 1972 году АПМ-7 начала работу над проектом нового здания (автор – Владимир Сергеевич Синев). Проект несколько раз переделывался. Надо отметить, что благодаря настойчивости заместителя  председателя горисполкома Леонида Ивановича Нечкина и заведующей отделом культуры Ларисы Кирилловны Калугиной, музей имеет цокольное помещение, где развернуто открытое хранение фондов.

Нелегальное строительство музея, конечно, было сопряжено с большими трудностями. В 1970 году музейщики переехали в недостроенное здание быткомбината (с таким статусом началось строительство) – без электричества, без отделки. Но энтузиазм и неравнодушие таких руководителей, как первый секретарь ГК  КПСС Н.М. Тишкин, зам. председателя горисполкома Л.И. Нечкин, директор Богословского алюминиевого завода П.Л. Устич, зам. директора БАЗа по капитальному строительству Ю.А. Петунин, зав. отделом культуры Л.К. Калугина, помогли преодолеть возникшие проблемы.

А еще Е.А. Попова-Кьяндская помогла заключить договор на оформительские работы с солидным Ленинградским комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ).

На совещании руководителей, секретарей парторганизаций и председателей профкомов ведущих предприятий города 15 февраля 1978 года было единогласно принято решение: создать настоящую экспозицию по истории развития города, отвечающую всем эстетическим требованиям.

Созданная при горкоме группа, под председательством Николая Мироновича Тишкина, помогала коллективу музея по сбору документов, в работе с архивами. Обсуждались и планы художников. Автором проекта экспозиции отдела истории стал художник Ленинградского КЖОИ А.Ф. Ходко.

В 1975 году в музей был приглашен работать выпускник Петропавловского педагогического института, биолог В.В. Лыжин, в совершенстве владевший очень редкой и нужной музею специальностью – таксидермист (изготовление чучел зверей и птиц). Работал он в музее до 1980 года, и за это время создал прекрасную коллекцию фауны Северного Урала.

Сотрудники музея уже на стадии разработки проектов увидели, что в главном здании мало места для размещения отделов истории и природы, и вышли с ходатайством в исполком и горком о передаче всего здания бывшего Горного училища (решив вопрос с переводом школы №1 в другое помещение) краеведческому музею. Предлагалось, выделив мемориальную часть Федоровского геологического музея, развернуть там полноценную экспозицию отдела природы, используя и геологические коллекции. Как воплотились эти планы (или не воплотились – авт.), показало время.

А пока… Параллельно с созданием экспозиции велись работы по достройке главного здания, электромонтажные и отделочные работы, выкладывался паркетный пол в лекционном зале, заливались мозаичные полы в фойе, полностью менялась система отопления…

В 1978 году на должность заведующего отделом культуры пришел Валерий Викторович Пластинин. Человек творческий, неравнодушный, проявлявший большой интерес к истории края, он быстро вник в дела музея, взял на себя руководство в решении не только хозяйственных вопросов, но и чисто музейных. Благодаря его заботам, инициативе, умению убедить руководителей предприятий в нужности дела, Краснотурьинск имеет сейчас целый музейный комплекс.

…Неравнодушие к истории города и к его будущему стало главным стимулом в создании Краснотурьинского краеведческого музея для энтузиастов города. Русский путешественник Владимир Арсеньев говорил: «Музеи – дело народное, общее, и потому все должны работать бескорыстно». Это высказывание замечательно подходит к деятельности всех, кто вложил свои труды и сердце в дело создания краеведческого музея.

Татьяна Мальцева.

Материал написан по страницам книги «Постоянное учреждение. 110 лет Краснотурьинскому музею» Галины Вульф и Юрия Гунгера.

Фото Дмитрия Кускова.

 

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker