«Испания — Грузия» на сцене городского Дворца культуры — Заря Урала

«Испания — Грузия» на сцене городского Дворца культуры

Как приятно было услышать от солистов замечательного коллектива Свердловской государственной филармонии теплые поздравления с Днем города и восхищение красивыми улицами Краснотурьинска: лауреат Международного конкурса в Праге Мясковский-квартет выступил 27 ноября с потрясающей программой «Испания — Грузия» на сцене городского Дворца культуры!

«Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь  и вселяют в нас надежды… Остальное как-нибудь…», — в стихотворных строчках легендарного Булата Окуджавы замечательно отразилось содержание  этого  яркого события в  культурном пространстве Краснотурьинска –  вновь в рамках филармонических сезонов Свердловской области.

Утонченное звучание струнных инструментов в руках талантливых музыкантов вызывает вот уже 11 лет овации российской и зарубежной публики. В составе коллектива – солисты Уральского филармонического оркестра: Александр Зинченко (первая скрипка), Юлия Максимова  (вторая скрипка), Владимир Зинченко(альт), Алексей Кудинов (виолончель).

Ансамбль сотрудничает с музыкантами Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, США, Израиля. Мясковский-квартет создан в 2010 году по инициативе Алексея Кудинова, с марта 2021 года носит имя советского композитора Николая Мясковского. Его биография поражает событиями и достижениями. Народный артист СССР, музыкальный педагог и критик Николай Яковлевич Мясковский  написал 27 симфоний! Он окончил кадетский корпус, затем – Санкт-Петербургскую консерваторию, учился у великого Римского-Корсакова. Был участником Первой мировой войны, служил в саперном полку. Сочинениями Мясковского о  начале Великой Отечественной войны стали  «Походная песня» на слова М. Исаковского для двухголосного хора  и  «Боец молодой» на слова М. Светлова  для голоса с фортепиано. В августе  1941 года написана первая советская симфония (№22), связанная с событиями Великой Отечественной войны. Позже  была создана симфония № 23 на темы кабардино-балкарских песен…

И как не сказать, что музыка – это вселенная без национальных различий и границ! И коллектив, уже полюбившийся нашим горожанам,  знакомит слушателей с  репертуаром мирового диапазона, основу которого составляют квартеты Д. Шостаковича, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Брамса, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, А. Дворжака. В программах  звучат циклы миниатюр, представляющие творчество русских и испанских композиторов, а также авторские обработки грузинских и армянских народных песен. И, конечно, произведения Николая Мясковского!

…Наконец волнующие минуты ожидания окончились. Начало. Концерт  потрясающей музыки, да еще в день рождения нашего любимого города! Замечательно настроила краснотурьинскую публикуна эмоциональное восприятие программы «Испания-Грузия»ведущая  Ирина Новикова, а талантливые музыканты постарались погрузить слушателей в мир творческих ассоциаций и фантазий.

Первое отделение концерта («Испания») началось с «Молитвы тореадора», сочиненной  композитором Хоакином Туриной, родившемся в Севилье, родине фламенко. Турина искал истоки для своего творчества в народной музыке, а именно, в андалузском фольклоре.

В 1928 году он вошел в маленькую часовню в Барселоне и увидел тореадора, молящегося перед корридой. А в это время город шумел и смеялся в предвкушении горячих страстей. Реальное событие воплотилось в щемящую сердце музыку: Юлия Максимова потрясающе начала произведение с мольбы юноши к Богу о спасении своей жизни. Руководитель квартета Алексей Кудинов мастерски вел тему отчаяния на виолончели, в контрастных звуках слышался мотив неизбежности печального финала поединка. Но дуэт Александра Зинченко и Юлии Максимовой так пронзительно ярко выразил  надежду на милость Бога, что сердца слушателей стучали в унисон с гениальной музыкой. Потрясающие звуки  альта в исполнении Владимира Зинченко уводили в детство тореадора – в андалузских танцевальных мотивах проявлялась вера в чудесное спасение. Отдельной темой – в щипковых движениях на инструментах — стали юношеские заблуждения и иллюзии о легких деньгах. «Кружевное» звучание скрипок и контрудар виолончели против неизбежного вознесли «Молитву» под небеса.

…Говорить иным стилем о прекрасном концерте невозможно – это было так замечательно, что казалось, будто и весь зал заворожен священным таинством. А далее от Ирины Новиковой публика услышала  интересный рассказ о гениальном композиторе с невероятно авантюрной судьбой Исааке Альбенисе, музыку которого обожают гитарные музыканты. Альбениса называли «испанским Рубинштейном», а возможность обработать его произведения для гитары  сделала Альбениса  всемирно известным композитором. Популярная в СШАгруппа «Doors» интересно  аранжировала его «Испанскую сюиту № 1».

«Астурия», «Кадис»,«Севилья»,«Каталония» – эти миниатюры из сюиты в исполнении квартета прозвучали с таким нарастанием темпа, что хотелось отплясывать испанские танцы «хота» и «качуча», страстно отбивая ритм с кастаньетами (если бы они у нас были!) под гитарный напев. А виолончель Алексея Кудинова дала такой бравурный аккорд, что не было слов для выражения эмоций!

А дальше мы слышали плач испанки, провожающей сына в дальние края. Скрипки пели одновременно печально и торжественно. И вдруг – скрип открывшейся двери! Появилось ощущение:  будто гонец примчался с хорошей  вестью – и тут  наши музыканты исполнили народный танец – мужской, испанский. Это было так здорово, что хотелось ногами отбивать ритмы и по-хорошему топать!

И вдруг зазвучала мелодия вальса  с темой вечной весны. И такое ощущение России – просто не высказать!

Второе отделение концерта («Грузия») ведущая Ирина Новикова презентовала в ностальгическом стиле: культурно-исторические связи России с Грузией давние и незабываемые. Что и говорить: легендарные фильмы Георгия Данелия «Не горюй!» и «Мимино»  мы не прекращаем любить. А какая там музыка! Композитор  Гия Канчели написал также  песню для потрясающего фильма «Отец солдата».

В программе коллектива «Мясковский — квартет» прозвучали миниатюры знаменитого грузинского композитора Сулхана Цинцадзе, автора известных песен «Сулико» и «Лети, черная ласточка», талантливого виолончелиста и председателя Союза композиторов Грузии. В его произведениях отразилось своеобразное звучание национальных инструментов с помощью особых музыкальных приемов.

Озорно и ярко в исполнении квартета прозвучала миниатюра «Инди-минди» ( по-русски «Трали-вали») с помощью щипковых методов извлечения звуков из инструментов! И, конечно, не обошлось без грузинского многоголосья и ощущения, когда плачут и смеются люди одновременно. А как бережно извлекала звуки из своей скрипки Юлия Максимова, начиная пьесу «Родник»! Ощущение, что музыка – это высшая материя, до которой невозможно дотронуться рукой, — невероятное!

«Сулико»… Песня легендарная, любимая поколениями. Звучала в необыкновенной аранжировке, но оставалась такой родной! Так хотелось спеть ее вместе со всем залом…

Всем нам, побывавшим на концерте в День города, было светло и тепло на душе, несмотря на мороз. Спасибо за музыку!

Татьяна Мальцева.

Фото Ольги Тукмаковой.

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker