И Кулибины, и врачи оборудования — Заря Урала

И Кулибины, и врачи оборудования

30 октября в России отмечают День инженера-механика

О деятельности специалистов, которые поддерживают производство в движении, в канун профессионального праздника рассказал Александр Ляшов – инженер-механик «Золота Северного Урала».

В 2025 году Александр Вячеславович отметил свое 70-летие. Он — работающий ветеран профессии и добывающей отрасли. Только в структурах «Полиметалла» он трудится уже четверть века.

Дружба с техникой с ранних лет

Детство Александр Ляшов провел в Ростовской области в Сальском районе. Школа располагалась за 4,5 километра от дома. Чтобы такой путь было легче преодолевать дважды в день, отец купил будущему механику велосипед.

– Сначала транспорт работал хорошо, а потом у него стали пробуксовывать педали – пришлось чинить его вместе с другими ребятами. Так я разобрал первый механизм, – поделился Александр Вячеславович. – Любовь к технике мне привил отец, который работал трактористом-комбайнером, а также сам ремонтировал машины.

Суровое решение

После школы Александр Ляшов поехал учиться в Днепропетровскую область, где жила его тетя. Там поступил на вечернее отделение в Криворожский горный техникум, выбрав специальность электромеханика. Одновременно устроился электрослесарем на Ингулецкий горно-обогатительный комбинат. В 1977 году, уже после службы в армии, женился и уехал работать в Магаданскую область, в поселок Дукат, где строил линии электропередач для энергообеспечения геологоразведочных буровых установок – в мороз лазил с «когтями» на промерзшие столбы.

– На Севере была хорошая перспектива получить жилье. Сразу давали общежитие, через год – квартиру. У меня там дядя работал в геологоразведочной экспедиции, он мне и помог устроиться, – говорит Александр Вячеславович.

Спустя два года молодой специалист приобрел еще одну профессию – машиниста экскаватора и перешел на работу в Дукатский горно-обогатительный комбинат (позже предприятие вошло в состав «Полиметалла»). Технику ремонтировали сами. Приобретя определенный опыт и навыки по ремонту и обслуживанию горного оборудования, в 1993 году Александр Ляшов был назначен на должность механика карьера.

Условия, в которых приходилось трудиться, были тяжелые – ангаров не было, работали на открытом воздухе. Случались и обморожение, если вовремя не заметишь, как мороз прихватит щеки. Но Александр Вячеславович уверен, что привыкнуть можно к любой погоде – главное, дружный коллектив, в котором все друг другу помогают.

Снова учиться и изобретать

В 2005 году по приглашению руководства «Золота Северного Урала» Александр Ляшов переехал на Урал в качестве главного механика карьера «Воронцовский».

– На Дукате вся техника была электрическая, а здесь, в Краснотурьинске, в основном гидравлическая. Это совсем другой принцип работы оборудования. Учился, разбирался в «географии» машин: какая линия, на какой привод подает усилие и т.д. Техника была производства Чехии, Германии, США, Польши, Японии, Швеции, Украины и России, – поделился Александр Ляшов.

Как главный механик карьера, Александр Вячеславович координировал снабжение объекта оборудованием и запасными частями, составлял под это бюджет.

– Так как вся техника импортная, то и поставки могли затягиваться до полугода, а стоимость оригинальных деталей или новых машин была заоблачная. Мы с ребятами – машинистами, слесарями и работниками сервисных служб – включали рационализаторскую мысль, чтобы избежать аварийного простоя без ущерба безопасности, – рассказывает он.

Так, под руководством Александра Ляшова на предприятии придумали, как на импортный ковш экскаватора, установив адаптер от ковша отечественного шагающего экскаватора, применять зубья местного производства. Или другой пример: на японских экскаваторах в натяжных колесах стоят бронзовые втулки и специальные уплотнения, которые периодически изнашиваются и подлежат замене. При этом оригинальный ремкомплект обходился под 200 тыс. рублей для одного колеса, а отечественные подшипники стоили 7 тыс. рублей и были рядом. И местные Кулибины догадались растачивать ступицу натяжного колеса, и внедрять туда отечественные детали.

Профессионал и наставник

На предприятии Александр Ляшов помогает воспитывать других специалистов.

– С Александром Вячеславовичем мы познакомились в 2006 году, когда я начинал работать на «Золоте Северного Урала» заместителем главного механика, – вспоминает Анатолий Райхель, главный механик «Краснотурьинск-Полиметалла». – Александр Вячеславович вводил меня в курс дела. И оказался настоящим профессионалом и отзывчивым человеком. Вырастил под своим началом много механиков. Теоретического обучения всегда недостаточно, и он помогал молодым освоить профессию на практике.

Сам Александр Ляшов уверен, чтобы стать механиком, надо прежде всего, разбираться в черчении и технологии металлов.

– Обязательно надо знать допуски, посадки и применение разных материалов к разным узлам. Освоить это нужно не только в теории, но и на собственном опыте, на производстве – все пощупать своими руками, – заключил инженер-механик.

Новые задачи

После работы на карьере Александр Ляшов перешел в службу главного механика «Золота Северного Урала».

– Сейчас он полностью курирует работу ремонтно-механического участка, – комментирует главный механик «Золота Северного Урала» Дмитрий Цитцер. – Сначала все заявки поступают Александру Вячеславовичу, он их обрабатывает, заказывает необходимые материалы, распределяет работы в зависимости от значимости и срочности, и передает наряд-задание подрядчикам, контролируя всю их работу в рамках утвержденных графиков. Помимо этого, Александр Вячеславович умеет давать вторую жизнь старым механизмам – эта работа на первый взгляд не заметна, но дает большую экономию. На предприятии мы все уважаем Александра Ляшова за его знания и опыт.

Время для души

Сохранять оптимизм и форму Александру Вячеславовичу помогает активный образ жизни – еще со времен своей жизни на Севере он состоит в обществе охотников и рыболовов.

– В Магаданской области я ходил по 25 километров в одну сторону. Это был двухдневный маршрут. Охотился на соболя, куропатку, горностая – в общем на все виды охотничьей фауны, на которую имеется разрешение. Сейчас пешие походы для меня тяжелы, но я сплавляюсь по рекам – Каква, Косьва. Ловлю хариуса, щуку, – говорит Александр Ляшов.

Желаем ветерану долгих лет и профессионального задора, и пусть все работает!


Мария ИВАНОВСКАЯ

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker