Диалоги об Африке: выставка коллекции Анны Квашниной открылась в Президент-зале — Заря Урала

Диалоги об Африке: выставка коллекции Анны Квашниной открылась в Президент-зале

«Что за Африка-страна, что загадками полна?» — стихами поэта Сергея Рейна начинаем сюжет об экспозиции «Африка – черная жемчужина» в краеведческом музее Краснотурьинска. Презентация необычной и прекрасной оформленной выставки экспонатов из личной коллекции Анны Квашниной, директора Государственного заповедника «Денежкин камень», состоялась 24 июля в Президент-зале.

Под горячие мелодии афро-бита в исполнении «свободных трубадуров» Андрея Маслова и Ильи Никонова погружаемся в необыкновенный мир природы и искусства «черного континента». Глаз невозможно отвести от великолепной коллекции ракушек: это митра и пирамиделла, конусы и мурексы, лямбис и оливы. Разные по форме и цветовой гамме, перламутровые, шероховато-ребристые и гладко-блестящие, что так хочется их потрогать, но этому мешает стекло витрин!

Ракушки, а далее – невероятной красоты кораллы (их коллекция тоже представлена) собирала в Индийском океане вместе с родителями Анна Квашнина в детстве, когда она жила на Занзибаре, островной части   Танзании.

Видим мы на выставке и обитателей океана: морские звезды и ежи — как будто только что из воды, а еще с интересом слушаем рассказ о дайвинге в синих тренировочных костюмах, рукавицах-крагах, кедах (а как было спасаться в то время от болезненных укусов мурен?)! Конечно, природный контент в экспозиции превалирует: это бусы из ракушек и семян растений, чешуйка (!) морской черепахи, деревянные статуэтки слона и антилопы, гребни, маракасы, опахала, браслеты из слоновой кости.

Из эбонитового дерева представлено много масок, вызывающих восхищение мастерством резчиков и некоторое опасение от отрицательной магической силы – согласно легендам, над масками работали не только резчики, но и колдуны.

***

Долгое время африканская деревянная скульптура была видом колониального трофея, своего рода диковинкой, а не полноценным произведением искусства. Но любуясь замечательными экспонатами из коллекции, собранной семьей Квашниных, мы восхищаемся удивительными формами и образами, изяществом линий, традицией уважения к женщине как прародительнице всего сущего.

На выставке представлены скульптуры и статуэтки в основном из Нигерии (там тоже жила семья Квашниных), а Танзания является мусульманской страной, где запрещено изображать человека. Подходим к витрине с композицией «Деревня». Потрясающее впечатление вызывает огромное количество маленьких фигурок (посетители могут потом сами подсчитать!), которые играют в шахматы, занимаются ремеслами, плывут на лодках, с изделиями на продажу, при этом бьют в барабаны.

Кстати, о барабанах. Афро-бит, звучащий на презентации, подчеркивал яркие впечатления от обликов свирепых масаи на стенах Президент-зала. И, конечно, участники презентации обратили внимание на интересные скульптурные композиции «Люди и обезьяны» и «Древо жизни». И в гармонии с ними были фотографии Анны со слонами и даманами, напоминающими по внешнему виду сурков или больших морских свинок. Добавим к природной тематике, что на выставке есть дамские сумочки из варана, питона и крокодиловой кожи.

Есть в коллекции и изделия из металла: воинственные изображения мужчин и традиционные – с кувшинами на голове – женщин.  И  в сочетании с ними – фото отца Анны – Евгения Борисовича в национальной одежде.

«Что за Африка-страна?»…

В 1954 году Советский Союз вступил в ЮНЕСКО, международную организацию, которая стала заниматься образованием, наукой, охраной памятников всемирного наследия. И семья Квашниных отправилась в Африку. Евгений Борисович Квашнин (1932 – 2019) – педагог, Почетный гражданин Саратовской области, Отличник народного просвещения и Заслуженный учитель школы РСФСР.

С 1975 года по приказу Министерства просвещения РСФСР Е.Б. Квашнин был откомандирован в страны Африки, где преподавал физику на английском языке в местных колледжах. В Нигерии и Танзании (Занзибар) он был руководителем проектов ЮНЕСКО по подготовке преподавательских кадров для школ и учительских институтов.

Вместе с ним в Африку отправилась и его семья – жена Наталья и дочь Аня.

***

… Анна Евгеньевна Квашнина вошла в Президент-зал в платье с орнаментом Занзибара. Отметим, что в экспозицию «Африка –  черная жемчужина» сотрудники музея включили карту континента, чтобы посетители смогли легко найти Занзибар, не спутав его с Канарами и Сейшелами.  А далее состоялась замечательная встреча-диалог заинтересованных краснотурьинцев с Анной Евгеньевной. Обаятельная, влюбленная в Африку, для аудитории немножко необычная (употребляющая много англицизмов: с детства — два языка!) героиня презентации ответила на множество вопросов. Интересно было, и еще как!

Анна Евгеньевна рассказывала с юмором и всерьез о своих родителях, о том, как они адаптировались к местным обычаям, конечно, много, о климате, животных (скорпионах, кобрах, акулах). О том, как они сохраняли русские традиции, дружили со специалистами ЮНЕСКО из разных стран… В зале была невероятно теплая атмосфера. И, конечно, речь шла о прекрасной коллекции из Африки, собранной родителями Анны Квашниной. Диалоги вел научный сотрудник музея Юрий Бочкарев.

Еще отметим, что уже 20 лет Государственный заповедник «Денежкин камень» сотрудничает с нашим городом. Об этом говорил, открывая  выставку «Африка — черная жемчужина», директор Краснотурьинского краеведческого музея Юрий Гунгер. Проведение выездных занятий экологической школы заповедника стало традиционным и эффективным для молодежи  Краснотурьинска. В этом немалая заслуга Анны Евгеньевны Квашниной.

А в заключение материала вспомним строчки поэта: «Что за Африка-страна?» — и полюбуемся коллекцией в музее.

Татьяна Мальцева.

Фото Алены Домаковой.

 

Показать еще

Возможно интересно

Добавить комментарий

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker