Хроника горящего бомбардировщика — Заря Урала

Хроника горящего бомбардировщика

Продолжаем публикацию цикла материалов проекта "Горячая точка" Краснотурьинского краеведческого музея

Советско-финская война – война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Сначала ее называли пограничным конфликтом, затем с «легкой руки» А. Твардовского «незнаменитой», сейчас ее называют Зимней войной.

С «белофиннами» воевали наши земляки: Иван Павлович Бегетнев, Прокопий Ефимович Быков, Александр Алексеевич Матафонов, Гавриил Федорович Гардабутских, Анатолий Васильевич Кожинов, Константин Васильевич Лелюхин, Александр Яковлевич Кочетков, Федор Михайлович Мизюрин, Константин Максимович Коноплев…

В финской войне участвовал также летчик-бомбардировщик Серов Анатолий… Иванович. Никакой ошибки здесь в написании отчества и неточности в биографии нет. В действительности, у нашего знаменитого земляка, военного летчика, участника гражданской войны в Испании, комбрига, Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова был двоюродный брат и тезка. Их отцы Константин Терентьевич и Иван Терентьевич Серовы – родные братья.

Анатолий Иванович родился 16 ноября 1912 года в поселке Воронцовска, на два года позже своего двоюродного брата. Его детство прошло в деревне Мякоткино, на левом берегу реки Каква. Мать Анатолия была племянницей основателя поселка – деда Мякоткина. Здесь в 1922 году построил свой дом Иван Терентьевич. Позже семья переехала в Надеждинск, где Анатолий поступил учиться в металлургический техникум, работал подручным сталевара в мартеновском цехе металлургического завода. Получив диплом техника-прокатчика, он, по примеру двоюродного брата, поступил по комсомольской путевке в Ейское летное училище. Окончив его в 1939 году, лейтенант Серов получил назначение в 31-й авиационный полк легких бомбардировщиков под Смоленском.

Этот авиаполк (командир Ф.И.Добыш) был сформирован незадолго дофинской войны, в апреле 1938 года. Поначалу на вооружении полка состояли самолеты Р-5 и Р-6, в мае 1938 года были получены первые двенадцать СБ (скоростные бомбардировщики).

17 сентября 1939 года началась операция по вводу войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Формально 31-й авиаполк участия в операции не принимал, но «на всякий случай» два месяца находился в полной боевой готовности. 25 ноября полк вернулся на свой аэродром в Смоленск, а 30 ноября началась советско-финская война, ставшая для авиаторов суровым испытанием.

В конце декабря 1939 года был получен приказ следовать в Чернево Калининской (ныне Псковской) области. Однако из-за плохих погодных условий бомбардировщики перелетали на аэродром вплоть до середины января 1940 года. К моменту первого боевого вылета в Чернево находилось только 36 экипажей.

Не было удачным и начало 1940 года. Полк Добыша потерял две машины, и еще несколько бомбардировщиков получили различные повреждения. Учтя ошибки, в дальнейшем полк действовал успешно. Нанося удары по противнику, 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в сложных метеоусловиях на всем протяжении финской кампании выполнил 940 боевых вылетов, сбросил 11807 авиабомб и сбил в воздушных боях 17 финских истребителей.

Анатолий Иванович Серов боевое крещение получил в небе Карелии зимой 1940 года. За образцовое выполнение приказов ему досрочно повысили воинское звание и наградили орденом Красной звезды.

Неординарный и решительный в полетах, Анатолий Серов таким был и в жизни. Свою будущую жену, серовчанку Фаину, он увел из-под венца в день свадьбы с другим. За год до начала войны, в марте 1940 года, в Смоленске родилась дочь Маргарита.

Перед Отечественной войной Анатолия Ивановича перевели в Ригу. Выполняя свой воинский долг, Серов в первый же день войны отбыл на аэродром. Его семье оставаться в Риге было опасно: жен советских военнослужащих латыши расстреливали. Фаина Георгиевна с годовалой Маргаритой, бежав из Риги, вернулась на Урал, в город Серов.

31-й авиаполк 6-й смешанной авиационной дивизии Прибалтийского особого военного округа имел на вооружении 60 бомбардировщиков СБ. 22 июня 1941 года материальная база дивизии была практически уничтожена, а 44 уцелевших бомбардировщика полка в первый месяц войны стали основной ударной силой ВВС Северо-Западного фронта. Уже в первый день войны экипажи самолетов совершили 75 боевых вылетов на бомбардировку наступающих войск противника в районе Калварии. 23 июня они разбомбили колонну немецких войск у Таураге, а 24 июня нанесли удар по городу Тильзиту в Восточной Пруссии. 4 июля полк бомбил вражеские войска у Резекне. Это были первые удары советских бомбардировщиков по территории противника.

Первые дни войны показали, что бомбардировщики СБ уступают немецким самолетам по всем параметрам. 15 июля 31-й авиаполк был выведен на перевооружение и переформирование. За короткое время летчики освоили не только новый бомбардировщик Пе-2, но и технику бомбометаний с пикированием.

Уже 9 сентября полк был переброшен на Северо-Западный фронт и вступил в боевые действия. 6 декабря 1941 год априказом наркома обороны СССР 31-й полк был переименован в 4-й гвардейский пикирующий бомбардировочный авиационный полк. Так полк, в котором служил Анатолий Иванович Серов, стал первой в СССР бомбардировочной авиачастью, удостоенной гвардейского звания.

Затем в составе Волховского и Ленинградского фронтов 4-й гвардейский полк участвовал в боях под Тихвином, в Синявинской операции, в обороне Ленинграда.

Командир звена, гвардии капитан Анатолий Иванович Серов был награжден орденом Красного Знамени и орденом Ленина.

21 сентября 1942 года на станцию Мга, где были сосредоточены пехотная дивизия, несколько тысяч орудий и танков противника, вылетела эскадрилья пикирующих бомбардировщиков в составе восьми Пе-2. Боевая задача– держать в напряжении противника как можно дольше, тем самым облегчая наступление наземных сил. Когда наши самолеты, отбомбившись, пошли на свою территорию, их настигли тридцать «мессеров». Завязался неравный бой.

Немцы зажгли самолеты наших авиаторов один за другим. Загорелся и бомбардировщик Серова. Летели на одном моторе. Штурмана Ивана Карпова ранило в голову и в руку. Кабина наполнилась дымом. Серов дал команду прыгать. Карпов, преодолевая боль, покинул горящую машину, за ним последовал стрелок-радист Карпенко.

Серов упорно пробивался на восток, надеясь сохранить горящий самолет. Вскоре он понял, что ему не дотянуть до аэродрома (на нем уже горел комбинезон), и пошел на резкое снижение. За Волховом, недалеко от Ладожского озера, в пятидесяти метрах от земли, бомбардировщик взорвался.

Анатолий Иванович Серов погиб в 29 лет. Он был похоронен в деревне Бабино Волховского района Ленинградской области. В таком же возрасте погиб в учебном полете его двоюродный брат, комбриг Анатолий Константинович Серов.

Карпова и Карпенко подобрали санитары. После излечения в тыловом госпитале они вернулись в родной полк.

После войны 4-й гвардейский авиаполк перелетел в Калининградскую область, на аэродром «Чкаловск». Здесь в 1951 году он перешел на реактивные Ил-28. В 1979 году полк освоил бомбардировщики третьего поколения Су-24, а в 1987-м – Су-24М, которые вместе с Су-24МР эксплуатирует поныне. Сегодня 4-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк является основой ударной мощи ВВС и ПВО Балтийского флота и находится в составе сил постоянной боевой готовности.

Дочь А.И. Серова Маргарита Анатольевна Сацук (Серова), окончив Краснотурьинский индустриальный техникум по специальности «теплотехник», работала на Серовском ферросплавном заводе, а затем на энергоучастке Серовского отделения железной дороги. Вышла замуж, воспитала дочь Анжелу и до сегодняшнего времени живет в городе Серове.

С. Ленючева, главный хранитель Краснотурьинского краеведческого музея.

Показать еще

Возможно интересно

Комментарии:

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker