Неся по свету свет культуры

Разве мог кто из нашего круга подумать, что паренек, игравший за юношеские команды «Маяк» в футбол и хоккей с мячом, ходивший с нами в походы в горы, изберет совсем другую, неспортивную стезю. Знать, не всегда явные таланты превосходят ту жилку, что таится под спудом. Вот и Виталий Васин, отдав юношеские годы спорту, вошел во взрослую жизнь профессиональным артистом.

Воспользовавшись его редким приездом на родину, я пригласил его на беседу в редакцию.

— Виталий, невероятно, как поменялась твоя жизнь! Ты – актер, и колесишь с театром по стране и даже за рубежом. Что за чудесное превращение?

— Все очень просто. Уже с 9-го класса, глядя на певцов и актеров, я начал задумываться о том, что и во мне проявляется сценическая потребность. Меня просто подмывало творить, быть на сцене. Так я начал выступать в праздничных концертах в школе № 2. До сих пор благодарен родной школе, в которой, кстати, учились и мой дед, и мой папа, и мой дядя, и брат.

В старших классах я определил свой жизненный путь и знал, куда буду поступать. Подал документы в Екатеринбургский государственный театральный институт на факультет «Артист драматического театра и кино». Четыре года учебы не прошли даром, поскольку параллельно я регулярно играл в массовках и эпизодах на сцене Свердловского академического театра драмы.

Затем я оказался в Тюменском большом драматическом театре, но проработал в нем не более двух месяцев и уехал в Сургутский музыкально-драматический театр. Здесь мне лучше и я полнее могу раскрыться.

— Но не глубокая ли это периферия?

— Как раз нет. В Сургуте единственный профессиональный театр во всем Ханты-Мансийском округе, этим и объясняется зрительский интерес и любовь к нам. Мне близка специфика нашего театра, где много концертных программ благодаря музыкальному направлению. В чисто драматическом театре я бы не смог заниматься вокалом.

— В каких программах ты участвуешь?

— У нас есть концерт «Бонус-трек» из песен XX века, в котором выступаю со своей однокурсницей Александрой Кехтер. Его мы показываем обычно к 8 марта.

— А к 9 мая?

— В День Победы мы даем поэтический спектакль «Имена на поверке» по стихам поэтов, погибших в Великой Отечественной войне. Режиссером-постановщиком является заслуженный работник культуры России Тамара Никифоровна Лычкатая, основатель и бессменный руководитель театра на протяжении двадцати лет.

С этим спектаклем мы выступали и в Украине, куда выезжали, чтобы поддержать жителей Донецкой и Луганской Республик. Нас принимали в Донецке, Луганске, в прифронтовых городах – Горловке, Краснодоне, Новоазовске. Сценой служили Дома культуры, просто расчищенные площадки, а однажды выступали в бомбоубежище, в перерыве между обстрелами.

— Расскажи о царящей там обстановке.

— Если честно, было страшновато. Нам говорили, вот за полчаса до вашего выступления здесь была перестрелка. В другом месте в гостинице нас ночью разбудили близкие разрывы снарядов. Или утром человек, выносивший мусор, был снят снайпером. На войне, как на войне.

Больше меня поразил внутренний настрой людей. Они готовы жить в разрухе, голоде, при обстрелах, но никогда не уедут со своей Родины. Вы бы видели, как они преображались при общении, их глаза светлели, наполнялись теплом и любовью, верой в свое правое дело.

Наш художественный руководитель Владимир Владимирович Матийченко точно подметил, что развязанный Украиной военный конфликт не сломил людей, они не упали духом, не огрубели, не очерствели.

Сопровождавший нас в поездке председатель общественной организации «Содружество» Эдуард Логинов был потрясен: «Это такие Богом забытые уголки, где люди всю жизнь жили далеко от искусства. А здесь театр приехал к ним сам, это было просто не передать словами – тепло, радушно, море оваций. То, что совершили артисты, не побоюсь этого слова – подвиг».

Домой возвращались с чувством исполненного долга – если мы оказались нужны, значит, не зря съездили, не зря рисковали.

Да, мы же еще прихватили и Крым. 9 мая выступили в Городе-герое Севастополе на знаменитой сцене «Ракушка». Здесь стихи и песни воспринимались не только аплодисментами, но и слезами радости и счастья.

— Виталий, вы выезжали и за границу?

— Да. Уже дважды побывал в Берлине.

— Кому же нужны русскоязычные постановки в Германии?

— У нас сложились хорошие дружественные связи с Российским Домом науки и культуры в Берлине, который приглашает наш театр пятый год подряд. Здесь, на Фридрихштрассе, наши спектакли смотрят и дети, и взрослые, но в основном дети работников посольства и представительств. «Царевну-лягушку» по русской народной сказке просто искупали в аплодисментах. На следующий день мы показывали серьезную постановку «Украденное счастье» по Ивану Франко. И здесь уже большую часть аудитории составляли немцы, интересующиеся русским языком.

— Разве они все понимали?

— Присутствовал переводчик, и титры на немецком языке сразу давались на экран. Так осуществляется культурное проникновение народов наших стран.

Кроме спектаклей мы проводим там и конкурс чтецов среди детей и подростков. Они читают наизусть стихи русских и советских поэтов – от Лермонтова до Твардовского, жюри определяет победителей, вручает награды.

— Поразительно! В вашем творческом арсенале стихи, песни, танцы, драматические роли…

— Благодаря опять же настойчивости Тамары Никифоровны, инициировавшей в театре проект «Уроки литературы» для школьников. Проводится обычный урок литературы, а затем мы играем спектакль по этому произведению. Помимо Сургута мы реализуем данный проект в Ханты-Мансийске, Федоровском, Лянторе.

— Ты упомянул все творческие поездки?

— Нет. В прошлом году в Сочи участвовали в фестивале «Театральный Олимп», где завоевали диплом «Лучший детский спектакль». Ты показывали постановку московского режиссера Петра Орлова «Когда часы двенадцать бьют» по мотивам «Золушки».

Осенью вдвоем с Александрой выступили в Екатеринбурге во всероссийском конкурсе актерской песни. Саша получила специальный диплом, а я – диплом участника. Председателем жюри была директор московского ТЮЗа Нона Гришаева, чьи работы мне очень нравятся.

— А из актеров у тебя любимый?

— Андрей Миронов.

— Опиши свой обычный рабочий день.

— С утра занятия: речь, танец, вокал, сценическое движение. То есть, не как в театре драмы, где ты задействован в спектакле или нет. Здесь постоянная работа, шлифовка мастерства. С часа дня до вечера – репетиции, а вечером еще и спектакль. И так каждый день.

— Мечтаешь ли о знаменитом театре или съемках в кино?

— Кто ж об этом говорит вслух…

— Тогда, пожалуйста, о ближайших планах.

— В апреле гастроли на сценах театра на Таганке и академического театра имени Маяковского в Москве. Кстати, актеры театра на Таганке уже приезжали в Сургут, за нами – ответный визит. В начале лета вновь отправимся в Донецк. И, насколько мне известно, ведутся переговоры с Лондоном о гастролях.

— Ты можешь побывать на родине Шекспира?!

— Не исключено.

— «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Удачи тебе, Виталий!

Александр Никишов
Фото из личного архива Виталия Васина.

 

Показать еще

Возможно интересно

Close

Обнаружен Adblock

Please consider supporting us by disabling your ad blocker